ГО «Трансперенсі Інтернешнл Україна» — борец с коррупцией или просто мошенник

Общественные организации по антикоррупционной деятельности занимаются зарабатыванием денег под видом борьбы с коррупцией. Рассмотрим работу ГО «Трансперенсі Інтернешнл Україна», чья деятельность требует тщательной проверки.  

В Украине давно обсуждают различные общественные организации, которые якобы помогают бороться с коррупцией. По состоянию на 2018 год, их насчитывалось более 540, но на слуху были лишь самые медийные:

Ну а такие медиа-проекты как ГО «Стоп корупції», ГО «Наші гроші», ГО «Канцелярська сотня» (Бигуса), «Схеми: корупция в деталях» (Седлецкой), которые выпускают ряд информационных продуктов, принесли широкую известность их бенефициарам.

Однако за всей этой ширмой «борцов с коррупцией» могут стоять огромные деньги, которые сперва им выплачивают различные международные доноры. А после — выводятся на «родственные» структуры под видом общественной деятельности. В реальности, многие из них созданы с целью получения прибыли. Что полностью противоречит уставу ГО.

Мы не будем утверждать, что все украинские общественные организации созданы с целью личного обогащения. Лишь приведем некоторые примеры их работы, чтобы стало понятно, что на самом деле стоит за деятельностью так называемых антикоррупционных общественных организаций.

Любой знает, что ГО — неприбыльная организация. Она может финансировать свое содержание, чтобы достигать целей, заложенных в уставных документах, но чистую прибыль приносить не должна. Хотя может платить зарплаты и финансировать содержание своего офиса. Этой лазейкой, а также другими способами, пользуются легендарные «борцы с коррупцией». 

Опишем деятельность ГО «Трансперенсі Інтернешнл Україна (TI Ukraine)». Учредителями организации являются Алла и Владимир Волошины, а также Алексей Хмара. С мая 2016 года по август 2019 года исполнительным директором TI Ukraine был Ярослав Юрчишин (позднее — глава правления), который в 2019 году был избран депутатом от партии «Голос». Его место занял Андрей Боровик, который также являлся членом Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины.

В члены правления данной организации входит всем известный «специалист по отжиму активов» — Томаш Фиала, директор инвесткомпании Dragon Capital (один из ключевых инвесторов — миллиардер Джордж Сорос).

В 2017 году, согласно детализированному годовому отчету, размещенному на сайте организации, на счета TI Ukraine поступило 65,6 млн гривен из 25 различных источников. Из них потрачено 60,2 млн гривен на 22 проекта. С 2013-2017 год общие поступления средств составили 133 млн гривен. 

Но в налоговом отчете за 2017 год было указано что доход ГО составил 64,9 млн гривен, а затраты — 55,9 млн гривен. Таким образом в публичном отчете сумма затрат завышена на 4,3 млн гривен. 

С февраля 2016 года по май 2018 года TI Ukraine получала финансовую помощь из разных источников:

  • 3,6 млн гривен — представительство ООН в Украине;
  • 1,8 млн гривен — посольство Великобритании в Украине;
  • 1,8 млн гривен — посольство США в Украине;
  • 841 тыс. гривен — ВБО «Всеукраїнська мережа ЛЖВ» (общественная организация предоставляет социальную помощь людям, и сама требует финансирования, с легкостью отчисляет почти миллион гривен антикоррупционерам — выглядит совсем не логично);
  • 753тыс гривен — ООО НВП «Інформаційні технології»;
  • 683 тыс. гривен — Менеджмент сістемс інтернешнл;
  • $222 тыс. — Western nis enterprise fund;
  • $152 тыс. — Фонд Евразия (США) и др.

Объем обязательной продажи валютных поступлений данной организации за 2013-2018 годы составил: $1,09 млн, €758 тыс. и £130 тыс. Но фактические поступления средств от нерезидентов значительно больше. Значит часть денег могла поступать в наличной форме.

К примеру, в 2017 году лишь от иностранных доноров поступило:

  • $175 тыс.; 
  • €254 тыс.; 
  • £44 тыс.

А в виде пожертвований и благотворительных взносов счета TI Ukraine пополнились на 11,4 млн гривен (от Посольства Королевства Нидерландов, Фонда «Видродження», а также ФОПов). Иностранной валюты было продано на 20,7 млн гривен. 

Отдельно нужно расписать статью расходов данного ГО за 2017 год, где различным физлицам-предпринимателям было выплачено более 22,3 млн гривен. 

Выплаты, полученные физическими лицами (минимум 137 человек из 192) не отображались в декларациях, а точнее их просто не подавали. Значит не платили никаких налогов, что не волновало ГО «Трансперенсі Інтернешнл Україна».
 
По состоянию на апрель 2018 года, штат TI Ukraine составлял 40 человек, которым выплачивалась зарплата в размере 542 тыс. гривен. При этом выплаты ГО ФОПам за услуги происходили на десятки миллионов гривен. 

Никто из членов правления ГО, за исключением Андрея Марусова, декларацию за 2017 год не подавал. Но, согласно п.5 ч.1 ст.3, ст.45 ЗУ «О предотвращении коррупции», и разъяснения НАПК (от 29.03.2018 г.№549), — физические лица, которые получают средства, имущество, в рамках реализации в Украине программы технической и прочей помощи в сфере предотвращения коррупции, обязаны подавать декларации, и неподача является нарушением антикоррупционного законодательства. 

При анализе деклараций за 2017 год контрагентов ГО было обнаружено, что выплаты, преимущественно касались поддержки проекта по внедрению системы ProZorro, на что было потрачено 21,4 млн гривен. И вот здесь прослеживаются признаки конфликта интересов, ведь ряд получателей средств имели прямые родственные связи с ProZorro:

  • ФОП Лахтионов, который являлся специалистом ГО по инновационным проектам, получил как предприниматель от TI Ukraine 519 тыс. гривен. При этом его супруга Лилия Лахтионова являлась директором департамента регулирования публичных закупок Минэкономики. То есть имеет прямое должностное влияние на ProZorro.
  • ФОП Тарас Шимко получил от ГО TI Ukraine в 2017 году 665 тыс. гривен. Его жена Наталья Шимко была заместителем директора Департамента –начальником отдела регулирования публичных закупок Минэкономики. Кроме этого, и Лактионова, и Шимко задекларировали доход от деятельности, полученный от ГП «Прозорро».
  • ФОП Ася Працюкова получила от ГО TI Ukraine за услуги обработки данных 20,7 тыс. гривен. При этом ее супруг Василий Задворный являлся генеральным директором ГП «Прозорро». Сам Задворный получил в 2017 году в виде зарплаты от ProZorro 34 тыс. гривен, и как ФОП — 2,4 млн гривен.

Еще одним интересным персонажем является сотрудник ГО TI Ukraine Виктор Нестуля, чей родной брат (активист Полтавы, в сфере защиты пациентов) в 2017 году получил от TI Ukraine проектное финансирование в размере 130 тыс. гривен.

Все эти факты указывают на то, что деятельность подобных общественных организаций скорее сводится к выводу денег, чем к защите государственных интересов.

Данная ситуация требует тщательного расследования со стороны правоохранительных органов.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии