Вчера, 21 июля, Минэкономики обнародовало для обсуждения законопроект «О безопасности и здоровья сотрудников на работе»
Законопроект разрабатывался (корректировался) с 2019 года, и должен был вступить в силу с 1 января 2021 года. Чего не произошло, процесс затянулся. Было много редакций документа, и ничего законченного.
Изначально планировалось увеличение количества штрафов в сфере охраны труда, а инспекторам по труду собирались снова разрешить проводить проверки в любое время. Сейчас появилась новая версия законопроекта.
В пояснительной записке говорится, что документ разработан для формирования новой национальной системы профессиональных рисков путем внедрения на законодательном уровне рискоориентированного подхода в сфере организации безопасности и здоровья работников и имплементации положений Директивы 89/391/ЕЭС о введении мер, призванных поощрять к улучшению безопасности и охраны здоровья работников на работе.
Ключевая проблема, которую предполагается решить, — устарелость и неэффективность существующего способа государственного регулирования безопасности и здоровья работников.
Действующая система охраны труда функционирует по «реактивному» принципу корректирующих действий. То есть по принципу реагирования на последствия несчастных случаев в виде издания государством нормативных актов, предусматривающих правила безопасного поведения при выполнении соответствующих работ.
На украинских работодателей воздействуют посредством административных или уголовных наказаний за нарушение имеющихся правил. Хотя международная практика давно изменилась: работодатель более самостоятелен в выборе эффективных способов организации безопасности работников и несет в первую очередь материальную (финансовую) ответственность за качество такого выбора и эффективность определенной им политики безопасности.
Еще прямое госрегулирование при выполнении работ привело к накапливанию множества устаревших нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда. Старые нормы не соответствуют реальным потребностям в безопасности и часто носят формальный характер. Потому работодатели часто их нарушают и платят за это штрафы, вместо того, чтобы строить безопасность труда по новым принципам и действительно защищать людей.
В законопроекте Минэкономики вместо ст. 265 относительно штрафов появятся новые статьи о правилах проверок Гоструда и инспекторов труда.
По новому документу, государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства будет осуществлять Государственная инспекция труда в соответствии с настоящим Кодексом и утвержденного под него подзаконными актами. Гоструда будет все контролировать при помощи инспекционных проверок. Также соблюдение трудового законодательства смогут проверять органы местного самоуправления. А общественный контроль должны будут обеспечивать профсоюзы и профессиональные объединения.
В ст. 261 КЗоТ уточняются основные права инспекторов труда. В частности, они имеют право (при предъявлении служебного удостоверения):
- при проведении инспекционного посещения беспрепятственно без предварительного уведомления в любой час суток посещать любые рабочие места (зоны), а также проходить в любые производственные, служебные и административные помещения, в которых используется наемный труд;
- проходить в дневное время в нежилые здания, помещения, сооружения и другие объекты, в которых (на которых) находятся физические лица, относительно которых есть достаточно оснований считать, что они выполняют трудовые обязанности, или к ним применяется принудительный труд;
- знакомиться с оригиналами и делать копии (в том числе — электронные) актов объектов посещения, касающихся прав работников, коллективных или трудовых договоров, а также документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде;
- один или в присутствии свидетелей задавать объекту посещения и/или работникам, представителям профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, вопросы, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию о состоянии соблюдения требований законодательства о труде, их нарушения и принятые меры по устранению таких нарушений;
- требовать от объектов посещения обеспечение свободного доступа работников к информации в соответствии с требованиями законодательства;
- требовать прекращения незаконных действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля);
- отбирать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются;
- по результатам инспекционного посещения признавать работу такой, что выполняется в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами;
- вносить объектам посещения обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства о труде;
- в случаях обоснованной непосредственной угрозы здоровью или жизни людей вносить объектам посещения обязательные для исполнения требования по устранению такой опасности;
- предоставлять уполномоченным органам рекомендации об отстранении от исполнения обязанностей виновных в нарушении законодательства о труде работников объекта посещения или привлечения их к ответственности в соответствии с законом;
- привлекать в порядке, утвержденном Кабмином, правоохранительные органы для пресечения незаконных действий объекта посещения и лиц, которые препятствуют им выполнять служебные обязанности;
- составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и применять административные взыскания;
- получать безвозмездно от объектов посещения, органов, уполномоченных управлять имуществом, государственных органов статистические и другие отчетные данные, информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения своих полномочий;
- истребовать для осмотра у физических лиц, находящихся на рабочих местах или вне их в производственных, служебных, административных помещениях, зданиях, сооружениях и других объектах, местах, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они выполняют трудовые обязанности, документы, удостоверяющие личность;
- осуществлять фиксацию процесса инспекционных посещений с использованием средств аудио-, фото- и видеотехники.
Государственные инспекторы труда в ходе осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 1 и/или 2 части девятой статьи, могут получать доступ к жилью человека, но при его согласии или по решению суда.
Также законопроектом Минэкономики меняются размеры отдельных трудовых штрафов:
- ЗА фактический допуск работника к работе с нарушением требований ч.3 ст. 24 КЗоТ, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в полное рабочее время, выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления ЕСВ —
- в 15-тикратном размере минимальной заработной платы (юридические лиц и СПД, которые являются плательщиками единого налога I и II групп — в 10-кратном), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. На сегодняшний день согласно ст. 265 КЗоТ штраф составляет 10 МЗП (с 01.01.2021 г. — 60 000 грн), установленный законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, а с «единщиков» I-III групп применяется предупреждение;
- ЗА несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда, нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме —
- в 5-тикратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Сейчас штраф составляет 2 МЗП (в 2021 году — 12 000 грн).
Еще вводится отдельный штраф за нарушение законодательства об отпусках. Его размер составляет 3 минимальные зарплаты (в 2021 году — 18 000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Сейчас отдельного вида штрафа КЗоТ не установлено.
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
Комментарии