На что уходят средства из бюджетного спецфонда по COVID-19, и кто зарабатывает на коронавирусе

Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета согласовал выделение бюджетных средств из Фонда борьбы с коронавирусом для оказания финансовой помощи Фонду социального страхования Украины (ФССУ) в размере 2,279 млрд гривен

Предполагается, что средства выделят ФССУ после внесения изменений в бюджет Фонда на 2020 год. Он должен получить 1,808 млрд гривен на возвратной основе для выплаты материального обеспечения и 471,1 млн гривен — на безвозвратной основе для выплаты материального обеспечения (кроме пособия по беременности и родам) в части оказания помощи на период пребывания в учреждениях здравоохранения и на самоизоляции под меднаблюдением. А также для выплаты единовременного пособия членам семей медицинских и других работников учреждений здравоохранения, которые умерли от COVID-19. 

Фонд борьбы с коронавирусом на 65 млрд гривен создали в середине апреля 2020 года. Спустя месяц его существования премьер-министр Шмыгаль рассказал, на что были потрачены эти деньги: 

«20 млрд гривен ушло на пенсионную реформу, 6 млрд получили фонды, которые будут помогать безработным — в частности тем, кто потерял работу за последние месяцы. Это 196 тыс. человек, официально зарегистрированных на бирже. Еще 1,6 млрд гривен — это помощь семьям ФЛП с детьми. На 2 млрд гривен были профинансированы различные медицинские закупки для больниц. Последним решением мы выделили МОЗ 1,3 млрд гривен на дополнительные закупки больницам и зарплаты врачам». 

Общая сумма расходов составила 30,9 млрд гривен. То есть еще более половины выделенных денег остаются неиспользованными, и сейчас идет их распределение. А так как Кабмин увеличил бюджет Фонда соцстрахования на случай безработицы на 6 млрд гривен, а денег все равно не хватало, то решили взять деньги из «коронавирусного» фонда. 

Чтобы лучше понимать, кому и за какие услуги платят госучреждения во время борьбы с коронавирусом, стоит изучить данные, которые предоставляет Счетная палата. Она сообщает, что на 3 июня из бюджета на борьбу с COVID-19 ушло более 3 млрд гривен. Зафиксированы все платежи, большая часть из которых — это суммы по несколько тысяч гривен (заказы больниц на маски, дезинфекторы и пр.). Но есть и миллионные перечисления, которые вызывают уйму вопросов.

Например, партия аппаратов ИВЛ на 17,2 млн гривен, которые заказала через ООО «Медтехника-Кривой Рог» Сумская областная клиническая больница. Но «Медтехника-Кривой Рог» оказалась просто посредником. Спустя три дня после получения денег от Сумской больницы, она перевела такую же сумму компании «Медсервисгрупп». 

Эта же фирма получила заказ на поставку трех аппаратов ИВЛ Бориспольской многопрофильной больнице интенсивного лечения на сумму около 1,7 млн гривен. А также осуществила ремонт и техническое обслуживание оборудования для Полтавской городской клинической больницы №1 на 120 тысяч гривен. Департамент здравоохранения Закарпатской области перечислил ей 2 млн гривен за рентген-оборудование.

СМИ писали, что бенефициарами данной компании являются киевлянин Андрей Забережный и житель села Романков Обуховского района Киевской области Андрей Коломоец. Андрей Забережный ранее был соучредителем ряда компаний из группы «Эмансис» Зазы Берадзе. Последний является давним бизнес-партнером экс-министра здравоохранения Ильи Емца. 

А сын Емца Глеб числится в соучредителях нескольких фирм Берадзе. Компания Зазы Берадзе «Лизоформ Медикал» также получили ряд заказов на сумму по несколько десятков тысяч гривен от региональных больниц. В частности, на экспресс-тесты: их, к примеру, заказывало коммунальное предприятие «Больница №1» Житомирского горсовета и Белоцерковский психоневрологический интернат. Винницкий областной дом ребенка заказал «Лизоформ Медикал» защитных масок и перчаток на более чем 27 тысяч гривен.

Крупным подрядчиком лечебных учреждений является также фирма «Медгарант», ее собственником является Александр Островский. Ранее эту компанию включали в орбиту влияния экс-министра здравоохранения времен Януковича Раисы Богатыревой. 

Департамент здравоохранения Днепропетровской области заказал этой компании защитных комбинезонов почти на 6,5 млн, КП «Пятая городская клиническая больница» Полтавского горсовета внесла почти 5,9 млн предоплаты за аппараты ИВЛ, а Харьковская областная клиническая больница — 5,8 млн за системы рентген-диагностики.

Среди масштабных и нашумевших закупок государства стоит вспомнить костюмы защиты из Китая по двойной цене, ПЦР-тесты от якобы украинского производителя, которые в итоге оказались китайскими и недействующими. А еще аппараты ИВЛ для Минобороны, также приобретенные в Китае, у фирмы, которая производит модемы. 

Фиксировались случаи, когда МОЗ осознанно завышало стоимость некоторых средств защиты во время проведения тендеров. Например, приобретало респираторы по 100 гривен за штуку, когда госпредприятию «Медицинские закупки Украины» удавалось покупать такие же респираторы по 27 гривен за единицу.  

Вопросов к медицинским закупкам уже более чем достаточно, при этом не видно, чтобы кто-то принимал меры для минимизации злоупотреблений, что особенно настораживает. А больше всего в данной ситуации удручает то, что от коронавируса продолжают умирать люди, которые не оказывается должная медицинская помощь. Пациентов в местных больницах спасают в основном за счет их родных, волонтеров, благотворительных организаций и меценатов. Помощь государства ощущается мало, невзирая на крупные суммы, заложенные на борьбу с COVID-19 в госбюджете.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии