Новые возможности для распила бюджетных денег на «Большой стройке» и попытка ограничить права депутатов. Что Рада рассмотрит 26 января

В среду, 26 января, депутаты Верховной Рады продолжат рассматривать различные законопроекты. На повестке дня — 28 вопросов.

Пожалуй, самым резонансным является проект закона №6273, который касается публичных закупок. Автор — Виктория Кинзбурская, фракция «Слуга народа». Согласно заключению Главного научно-экспертного управления парламента, предлагаемый документ — это очередное исключение из конкурентной процедуры закупок объектов программы «Большое строительство».

Причем, речь идет о больших инфраструктурных проектах: 

  • строительство Днестровской ГАЭС;
  •  ремонт или реконструкции компрессорных станций «Диканька», «Долина-2», «Бердичев», «Красилов», «Комарно», «Ужгород», «Богородчаны», «Александровка», «Машевка», «Бильче-Волыца», ДКС «Богородчаны». 

Ко второму чтению перечень объектов расширен еще на семь позиций: КС «Росош», «Первомайская», «Лубны», «Яготин», «Долина», «Тернополь» и «Рогатин».

На первый взгляд, законопроект преследует благую цель — предусматривает замену устаревших газотурбинных двигателей на более современные. Однако авторы предлагают осуществлять переговоры о закупке (в том числе сопутствующих товаров и услуг), указывая в электронной системе, что конкуренция отсутствует по техническим причинам. То есть конкуренция возможно и есть, но в системе нужно указать, что ее нет.

Вторым спорным исключением является возможность изменить существенные условия договоров: если у заказчика возникла необходимость пересмотра и переутверждения проектной документации. Есть оговорка — это возможно при условии, что общая стоимость работ не будет превышать 50% цены договора. Что тоже порождает проблемы: 

  • во-первых, это очередное исключение из конкурентной процедуры закупок, а значит, неэффективные расходы бюджетных средств;
  • во-вторых, открываются неограниченные возможности для «распила» денег налогоплательщиков отдельными заказчиками и их кураторами во власти;
  • в-третьих, исключение из конкурентных процедур делается именно для работ, выполнение которых трудно проконтролировать. 

Ко второму чтению появились неоднозначные правки авторства «слуг» Роксоланы Пидласы и Александра Завитневича. Они предлагают дополнить перечень исключений, при которых разрешается вносить изменения в договор о закупке. Так, если после заключения договора о выполнении работ, срок которых превышает три года, у заказчика возникла необходимость пересмотра и переутверждения проектной документации на следующие работы, то их стоимость может быть увеличена до 50% от первоначальной.

Заключается, например, договор на 100 млн на строительство моста. Выигрывает тендер «нужная» компания и с ней заключается договор на 3 года и 2 дня. Затем меняется проектная документация и смета увеличивается еще на 50 млн, только уже без всякого тендера. 

Второй важный законопроект сегодняшнего дня — №3415. Он касается «внесения изменений в Регламент Верховной Рады по особой процедуре рассмотрения законопроектов». Однако вместо усовершенствования ст. 119-1 Регламента ВРУ фактически законопроект ограничит:

  • количество учтенных главным комитетом поправок и предложений, которые могут быть обсуждены и проголосованы на пленарном заседании (одна поправка — предложение одного народного депутата Украины);
  • время выступления народного депутата, отведенное для обоснования всех отклоненных предложений и поправок. На это дается до 5 минут.

По мнению экспертов, таким образом создается ситуация, при которой обсуждение и голосование предложенных главным комитетом редакций ограничатся и по формальным критериям, и по времени выступления нардепа.
 
Этими изменениями в очередной раз нарушается право законодательной инициативы народного депутата, предусмотренное в ст. 93 Конституции Украины, в которой говорится, что обязанностью парламента является рассмотрение всех предложений, внесенных в проекты законов.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии