Мининфраструктуры, которым руководит Владислав Криклий, хочет внедрить контроль над таксистами при помощи патентов, и зарабатывать на них. Ни о каком наполнение бюджета, за счет уплаты налогов, разговора нет.
Директор директората автомобильного и электрического городского транспорта Министерства инфраструктуры Гамлет Погосян недавно заявил, что чиновники намерены провести детенизацию сферы перевозок на такси. Для этого планируют ввести патенты для «не классических такси». Для тех, кто работают через платформы-приложения — Bolt, Uber, Uklon и им подобных. После чего, по мнению, министерства, они попадут в правовое поле.
«На сегодня нами придуман один действенный способ. Он вписан в этот законопроект. Суть следующая. В сфере перевозок пассажиров на заказ — то есть это не классические такси, это как раз такси Bolt, Uber, Uklon и прочие — в основном работают физлица, обычные рядовые лица, не физические лица-предприниматели, не юридические лица. Для того, чтобы они могли осуществлять эту деятельность законно, мы вводим такое понятие, как «патент». Назвать это можно как угодно, суть от этого не меняется. Патент предусматривает право на ведение подобного рода хозяйственной деятельности», — сказал Погосян.
По сути, речь идет о введении нового налога для тех, кто подрабатывает водителями.
Водитель-физическое лицо покупает патент, стоимость которого хотят установить на уровне одной минимальной зарплаты, утвержденной на 1 января текущего года (сейчас это 4,7 тыс. грн). Патент будет приобретаться как на 1 год, так и помесячно (стоимость разбивается). Для электромобилей эта стоимость будет в два раза меньше.
Несмотря на то, что украинский рынок такси на 90% находится в тени, и участники процесса (клиенты, водители) законодательно не защищены, а бюджет страны недополучает миллионы гривен налогов, решение проблемы таким образом несколько удивляет.
Во-первых, поскольку оно противоречит как действующему Налоговому Кодексу Украины, так и закону «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», где, согласно п.24 ст. 7 («Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию»), лицензированию подлежат:
«перевезення пасажирів, небезпечних вантажів та небезпечних відходів річковим, морським, автомобільним, залізничним та повітряним транспортом, міжнародні перевезення пасажирів та вантажів автомобільним транспортом».
То есть, по действующему законодательству, этот вид деятельности и без каких-либо изменений подлежит лицензированию. Обязывает водителей либо регистрироваться как частный предприниматель/юридическое лицо. А в случае, если он уже работает на компанию, оформлять трудовые отношения, по договору.
Во-вторых, платформы «не классических такси», взымают комиссию именно за посредничество — за «информационные услуги». Поэтому никаких законодательных проблем по оформлению таксистов не существует. Люди покупают услуги, осуществляют предпринимательскую деятельность. Разовую или нет — неважно, ведь ответственность за это прописана в законе. Должна быть и лицензия, и уплата налогов. Вместо того чтобы лицензировать автомобили, обеспечить их безопасность и поступление в бюджет, придумана очень интересная схема.
Что же предлагает Министерство инфраструктуры?
Вести патенты, которые позволят «пылесосить» деньги с таксистов. При этом, вроде бы как обязательства по уплате налогов никуда и не должны деваться. Но Погосян все преподносит как нововведение, которое якобы все упростит: человек, который ранее осуществлял перевозки неоформленным, далее сможет не уплачивать налоги, а лишь оплатить стоимость патента. Все очень похоже на развод под видом заботы о таксистах и их пассажирах. Хотя очевидно, что это не так.
При этом совершенно непонятно, как Мининфраструктуры собирается всучивать патенты таксистам и контролировать их покупку. Чтобы обеспечить равные условия конкуренции для всех.
Контроль же деятельностью всего этого собираются возложить на Укртрансбезопасность, которая лично курируется министром Криклием и увязла в коррупционных скандалах: один из самых прибыльных «бизнесов» чиновника, осуществляет выдачу лицензий на международные перевозки.
Криклий хочет подмять под себя этот рынок — чтобы решать, кому и почем давать разрешения/патенты. И чтобы его люди получили возможность осуществлять контрольные закупки. Новая кормушка для злоупотреблений и коррупции.
Что в данной ситуации непонятно — это позиция и роль Государственной налоговой службы. По сути, в Украине хотят ввести дополнительный сбор (налог) на определенный вид деятельности. При этом понятно, что таксисты освободятся от налогообложения как физлица-предприниматели (ФЛП, ФОП — укр.). То есть люди позакрывают ФОПы и перестанут наполнять бюджет со своей стороны. Как это скажется сборах и что будет значить для казны — налоговики молчат. Хотя именно их разъяснения в данной ситуации интересны в первую очередь. Намного больше, чем нелепые и совершенно некомпетентные высказывания Криклия и его подчиненных.
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro
Комментарии