Украинские банки показали рекордные прибыли при провальном кредитовании. Где взяли деньги

Нацбанк выдал бодрый отчет о росте заработков банковской системы Украины в 2019 году. По данным первого зампреда НБУ Катерины Рожковой, ее совокупная прибыль составила 60 млрд грн, то есть почти втрое больше, чем годом ранее. Причем она заверила, что процентные доходы от гособлигаций (из которых сформирован капитал Приватбанка) составили лишь 12% в общей структуре дохода. 

Чиновник уверяет, что повышение доходности произошло за счет операционной деятельности. Без детализации: неясно, сколько банки заработали на процентах по кредитам и сколько — на комиссионных (включаются в кредиты, рассчетно-кассовое обслуживание и прочие услуги).

То, что бума кредитования в 2019 году в Украине не было — это факт. Причем факт, который подтверждается самим Национальным банком: согласно его предварительному отчету, объем корпоративного кредитования в прошлом году сократился на 12,8% (до 762,2 млрд грн), а объем кредитования населения подрос лишь на 4,7% (до 205,3 млрд грн).

Выходит, что банковская система утроила свою прибыль за счет крошечного прироста розничного портфеля. Это значит только одно — что ставки по кредитам населения должны быть просто баснословными. Иначе невозможно заработать сверхприбыль. Люди и до этого жаловались, что финучреждения взымают по 40-60% годовых по мелким займам за счет скрытых комиссий и откровенного надувательства. А теперь, похоже, кредитные ставки выросли еще сильнее. 

В последнее время в Нацбанке активнее заговорили о прозрачности кредитных договоров банков и о том, что на их сайтах должна раскрываться реальная стоимость потребительских кредитов. Однако это все пустые слова. Банки получают отсрочки в части раскрытия информации, а потребители продолжают переплачивать. Что, как видно из ликования Катерины Рожковой на тему прибыльности банковской системы, вызывает восхищение регулятора.

Впрочем, кредитование, конечно, не единственное направление, позволившее повысить доходы финансистов. Еще один важный момент — это сокращение отчислений в резервы. В НБУ уточнили, что они уменьшились с 24 млрд грн до 12 млрд грн. По логике, это должно подразумевать уменьшение проблемной задолженности и более активные взыскания по судам с кредитных неплательщиков. Ведь размер резервов под невозвраты достигал 80-100% суммы. Если банк отсуживает у неплательщика залог и продает его, то может погасить кредитный долг (весь или часть) и расформировать резервы. С учетом того, что значительная часть невозвратов формировалась в 2014-2016 годы, сейчас такое погашение кредитов должно стать очень распространенным явлением (с учетом той скорости, с которой работают наши суды). 

Дополнительной статьей доходов банковской системы наверняка стали сокращения кадров. Многие банки закрывали в 2019 году не только убыточные отделения, но и малоэффективные. Те, что мало зарабатывали. Коллективам не давали второго шанса и отправляли на улицу. На этом настаивал Национальный банк, твердя о повышении эффективности. При этом чиновники следили, чтобы банковским работникам, оставшимся на своих рабочих местах не вздумали повысить зарплату. Чтобы не увеличивались расходы банков. Кстати, на банки давили как раз в тот момент, когда НБУ устроил увольнения в своем аппарате, чтобы поднять оклады своим работникам. Такие вот двойные стандарты.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии