В Нацбанке и Офисе президента заговорили об эмиссии гривны под коронавирус. Дубинский прокомментировал ситуацию

Минфин сократил объемы привлечения новых долгов для покрытия дефицита госбюджета. Это подтверждается свежим отчетом Нацбанка, по которому в марте 2020 года объем внутренних гривневых заимствований правительства (размещение облигаций внутреннего госзайма) составил 29,3 млрд грн, а выплаты по ОВГЗ оказались в 2,5 раза больше — 71,8 млрд грн:

  • на 54,7 млрд грн Министерство финансов погасило бумаг;
  • на 17,1 млрд грн было выплачено процентов по облигациям.

Общее сокращение пирамиды ОВГЗ — неплохой фактор. Правда, лишь при условии бесперебойного наполнения госбюджета и полного финансирования всех его статей. Особенно системы здравоохранения в разгар эпидемии коронавируса. Однако в Украине все не так.

План наполнения госбюджета не выполнялся и до карантина, и очевидно, что в ходе карантинного простоя ситуация будет только ухудшаться. Ведь от него сильно страдает экономика: предприятия позакрывались, а люди сильно сократили потребление. Налоговые отчисления будут становиться все меньше и меньше.

Потому вопрос наполнения госбюджета встал особенно остро. На этот счет уже родилось несколько идей и даже предложений. Например, советник Офиса президента Украины по банковским вопросам Виктория Страхова стала продвигать идею так называемого «количественного смягчения». По аналогии с ФРС США и Европейским Центробанком. Мировые банковские регуляторы выкупают проблемные активы предприятий и банков, чтобы поддержать их финансово, а по сути, проводят эмиссию. Печатают новые доллар и евро. У нас хотят сделать что-то похожее — запустить печатный станок для гривны через ОВГЗ на условиях РЕПО (с последующим откупом) по низкой ставке.

Аналогичную мысль высказал и председатель Совета Нацбанка Богдан Данилишин, который предложил покрыть 160-миллиардный дефицит госбюджета в 2020 году при помощи ОВГЗ. То есть, чтобы НБУ выкупил у банков эти бумаги на вторничном рынке. Благодаря этому можно будет помочь Минфину: сначала министерство продает долговые бумаги госбанкам, а потом Национальный банк их у них выкупает. При выкупе вливается эмиссионная гривна.

Официальная позиция правления НБУ — пока отрицательная. Там не придумали, как помочь экономике и вдохнуть в нее жизнь, однако отказываются скупать правительственные бумаги. Отказываются не из-за рисков для экономики, а чтобы не нести ответственность за эмиссию. Ведь она неизменно приведет к росту цен, в котором непременно обвинят Национальный банк. А правлению Нацбанка не нужны такие проблемы на голову. Впрочем, иного варианта наполнения госбюджета в условиях карантина — нацбанковцы тоже не предлагают.

Пока новый виток гривневой эмиссии — только обсуждается. Все это разговоры, которые не переросли в действия. Но понятно, что совсем скоро у Нацбанка может не оказаться другого выбора. Ведь медицину и социальную сферу (зарплаты бюджетникам, пенсии, социальные льготы и пр.) нужно будет финансировать, что при пустом бюджете окажется невозможно. Так что печатный станок все-таки будут включать.

Главный вопрос на текущий момент — в каком темпе будет происходить эмиссия гривны, и как она будет контролироваться.

«Очень важно не допустить в этой связи злоупотреблений и перегибов. Я за целевое и полностью контролируемое использование средств, чтобы снова их не разворовали, как ни раз уже было в нашей стране. То есть, если деньги выделяются на больницы — они действительно должны идти на больницы, а не растекаться по карманам чиновников или олигархов. Если на средства предназначены на дороги, то тоже должны отправляться в этом направлении и т.д. Очень важны точечные вливания в наиболее приоритетных на текущий момент отраслях и жесткий контроль за их использованием», — прокомментировал ситуацию народный депутат, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Дубинский.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии