В Украине усилился экономический спад, но правительство не пытается его остановить

Спад в украинской экономике усугубляется с каждым месяцем. В свежем макроэкономическом отчете Нацбанка уточняется, что с марта по апрель 2020 года падение индекса производства базовых отраслей усилилось с 6,3% до 15,4% (в годовом измерении). Хуже всего ситуация в промышленности, где показатель провалился на 16,2%. 

«Снижение инвестиционного и потребительского спроса привело к углублению спада в машиностроении, ухудшение внешней конъюнктуры — в металлургии, а низкий спрос со стороны большинства видов экономической деятельности — в энергетическом секторе», — отмечают НБУ.

Более всего пострадала транспортная сфера: пассажироперевозки упали сразу на 95,8%. Заметно сокращаются объемы розничной торговли — на 14,9%.

nbu1.jpg

Нацбанковские экономисты во главе всех проблем ставят пандемию коронавируса и связанные с ней карантинные мероприятия в Украине и по всему миру. Что не до конца верно. То есть понятно, что из-за остановки общественного транспорта закрывались производства, сокращались доходы населения и потребление. Однако это не единственная причина экономического спада.

О чем не пишут аналитики НБУ — это об ответственности за спад со стороны правительства, Нацбанка и прочих госструктур, отвечающих за ситуацию в экономике. Из-за их невразумительных действий или откровенной бездеятельности не предпринимались и до сих пор не предпринимаются, решительные меры по спасению экономики в целом и приоритетных отраслей в частности. Бизнес выживает самостоятельно, кто как может. А удается это не всем.

Если изучить программу действий Кабмина на 230 шагов, то можно удостовериться, что помощи украинским компаниям и людям ждать не откуда. Особенно, если читать ее вместе с Меморандумом МВФ и анализировать обязательствами, которые Украина взяла на себя, чтобы получить кредитную помощь. Шаги правительства лишь усугубят обнищание народа и спад в экономике, особенно если анализировать планы по энергетике

Очевидно, что бизнесу не приходится рассчитывать на налоговую либо инвестиционную поддержку со стороны государства. Единственное, что ему более-менее внятно обещают — это льготное кредитование при поддержке правительства. Однако на практике оно оказывается практически нереальным. У компаний практически не осталось ликвидного имущества для залогов, а требования банков остаются трудновыполнимыми. 

Достаточно сказать, что за четыре месяца работы в рамках разрекламированной кредитной программы Кабмина «Доступные кредиты 5-7-9%» банки выдали лишь 546 кредитов на общую сумму 339 млн грн. Это и для одного банка мизерный показатель, не только что для правительственной программы и экономики с усугубляющийся кризисом. Это понимают банкиры, и должны осознавать в правительстве, где уже заявляли, что ежегодный объем кредитного финансирования Украины должен быть не менее 400 млрд грн. 

nacbank2.jpg

Пока же происходит две вещи. Компании стараются выжить самостоятельно, лишь иногда прибегая к кредитной поддержке, а население пытается продержаться на сокращающихся доходах и побольше отложить денег на «черный день». Общее потребление товаров и услуг уменьшается, из-за чего сильно страдают отечественные производители и розница. Это еще сильнее бьет по малому и среднему бизнесу и выливается в сокращение объемов крупного производства. Экономический спад усугубляется, а власти ничего не делают на практике, чтобы его остановить. Продолжают писать бесполезные теоретические программы.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии