Законопроект №2164 о розыске и взятии под стражу чрезмерно ограничивает людей в конституционных правах. Дубинский внес свои правки

Законопроект №2164, принятый Верховной Радой в первом чтении 17 февраля 2021 года, которым предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс чрезмерно, необоснованно поражает людей в предусмотренных Конституцией правах и гарантиях, считает народный депутат Александр Дубинский. 

Принятие в нынешней редакции опасно для общества, поскольку правоохранительным органам предоставляются широкие карательные полномочия, причем без надлежащих оснований и доказательств, вследствие которых любое лицо может быть объявлено в розыск (причем не обязательно международный) беспричинно. А также заочно, без участия лица, может быть проведено досудебное расследование, а также суд. 

Дубинский внес свои правки в вышеупомянутый законопроект. Его правки дают возможность правоохранительным органам оглашать подозреваемого в розыск, только, если будет установлен факт его нахождения за пределами Украины или на временно оккупированных территориях, и это будет подтверждено соответствующими доказательствами. 

В то же время законопроект, принятый в первом чтении, разрешает правоохранительным органам объявлять человека в розыск даже тогда, когда эти органы, не имея доказательств, и не имея подтвержденного факта нахождения за пределами страны или на оккупированных территориях, обладают некими мифическими допущениями, что человек там может находиться.   

Политик также обратил внимание на слишком жесткие последствия объявления подозреваемого в розыск на основаниях, которые базируются только на неких предположениях. Такие правки Дубинского, расширяя возможность объявления человека в розыск, в том числе, который скрывается на временно оккупированных территориях, все-таки блокируют безосновательность и бездоказательность таких действий со стороны органов досудебного следствия.    

Нардеп отметил чрезмерно жесткие последствия объявления подозреваемого в розыск на основаниях, которые базируются только на допущениях. Законопроект в редакции к первому чтению, открывает очень широкие возможности для злоупотреблений со стороны правоохранителей и суда:

  • Для проведения специального предварительного расследования или специального судебного производства. Сейчас (до принятия законопроекта) это возможно только в отношении лиц, объявленных в межгосударственный или международный розыск.
  • Для взятия под стражу без права внесения залога.
  • Для избрания меры пресечения без присутствия человека (пока это распространяется только на лиц, находящихся в международном розыске).
  • Для содержания под стражей в бессрочном режиме, то есть столько, сколько следствие пожелает. Срок действия постановления, по новому законопроекту, становится бессрочным. Хотя сейчас оно ограничено 30 днями .
  • Для того, чтобы разбирательство было проведено без участия обвиняемого.
  • Для того, чтобы суд не мог отказать в проведении специального досудебного расследования независимо от доказательств, предоставленных следователями.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии