Председателя Национального банка Украины предлагают увольнять за совершение им коррупционных преступлений. Соответствующая норма содержится в законопроекте народного депутата, заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александра Дубинского №4367-1. В конце прошлой недели документ был зарегистрирован в парламенте, а сегодня, 30 ноября, — направлен на рассмотрение в профильный Комитет ВР.
Законопроект №4367-1 — это альтернатива законопроекту №4367. Он посвящен изменением в нормативную базу по банковской деятельности, так и называется: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных вопросов функционирования банковской системы». Документ призван урегулировать несколько очень важных моментов.
1. Законопроект Дубинского (№4367-1) пресекает попытку безосновательного расширения полномочий Нацбанка. Основным законопроектом (№4367) их хотят сделать практически безграничными, а главное — сделать совершенно безосновательно. В том числе и по отношению к акционерам банков, участникам банковских групп. Значительная часть новых полномочий НБУ является дискреционными, то есть финучреждениям и их владельцам не оставляется никакого права выбора, регулятор становится откровенным диктатором без весомых на то оснований.
При этом нарушается принцип «правовой определенности» как для банков, так и для потребителей банковских услуг. Новые принципы неизменно повлекут за собой не только избирательный подход Национального банка к собственникам банков, но и злоупотребления предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц НБУ.
Альтернативным законопроектом Дубинского указанные нормы приводятся в соответствие с законодательством и принципами правового регулирования.
2. Также законопроектом №4367-1 предлагается исключить нормы в части невозможности наложения ареста на денежные средства, которые хранятся на корреспондентских счетах коммерческих банков. В то время как основной законопроект (№4367) запрещает такой арест счетов. Что недопустимо, поскольку будут ущемлены права украинских вкладчиков и прочих кредиторов. Они лишатся возможности исполнения решения судов, принятых в свою пользу.
3. Также законопроектом Дубинского расширяются полномочия Совета Нацбанка по отношению к правлению НБУ.
4. Альтернативный законопроект (№4367-1) устраняет требование основного документа (№4367) по введению нового вида санкций регулятора — Нацбанк может потребовать у акционеров банка в принудительном порядке продать свои акции. Тем самым нарушается ст. 41 Конституции Украины. Данной нормы нет в законопроекте Дубинского.
Законопроект №4367-1 согласуется с обязательствами Украины по Меморандуму, подписанному с МВФ, а также с Директивой 2013/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 года. При этом документом устраняются неоднозначные формулировки в банковском законодательстве. А также регламентируется порядок управления капиталом Нацбанка.
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro
Комментарии