Dubinsky.ua сообщал о том, что 25 февраля Президент Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде четыре законопроекта, которые нацелены на запуск в Украине налоговой амнистии и на детенизацию доходов населения. Тексты документов были опубликованы не сразу, но теперь их можно предметно изучить и сделать первые выводы.
Законопроект №5153: был разработан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли за границу, в рамках новых валютных правил.
Документом предполагается с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022-го провести кампанию по одноразовому (специальному) добровольному декларированию активов физических лиц. Речь о так называемой нулевой декларации.
Люди по собственному желанию/усмотрению подают декларацию с указанием всех активов, находящихся у них в частной собственности. Если такие активы были приобретены (получены) за счет доходов, с которых не были уплачены налоги и не были задекларированы. То есть было нарушено налоговое или валютное законодательство, причем в любой период времени до 1 января 2021 года.
Такую возможность хотят предоставить не всем. За скобками останутся лица, которые, начиная с 1 января 2005 года, подавали (должны были подать) декларации в соответствии с законами, которые определяют (определяли) правовые и организационные основы в сфере предотвращения коррупции. То есть те, кто должен был отчитываться на сайте НАПК, но делал это с нарушениями. Для них и их близких никаких поблажек не предусмотрено.
Всем остальным отводится год на добровольное декларирование. При этом позволяется не объяснять, откуда у них взялись те или иные активы, и на какие деньги они были приобретены — без указания источников происхождения средств.
В одноразовой (специальной) добровольной декларации можно будет указать следующие активы:
После такого декларирования людям нужно будет уплатить налоги. Налоговые ставки будут применяться разные в зависимости от вида актива:
Законопроект №5154 разработан для урегулирования вопросов в сфере бюджетных правоотношений, необходимых для обеспечения проведения в Украине одноразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами своих активов. То есть он урегулировал налоговые нормы.
А именно устанавливает, что сбор с одноразового (специального) добровольного декларирования уплачивается, в соответствии с п. 9-4 «Особенности применения одноразового (специального) добровольного декларирования активов физических лиц» раздела XX Налогового кодекса, относится к доходам общего фонда госбюджета.
Законопроект №5155 нужен для согласования кампании по нулевому декларированию физлиц с валютным законодательством. Он нужен, чтобы людей (добровольных декларантов) не наказывали как нарушителей валютного законодательства: закона «О валюте и валютных операциях», Декрета о валютном регулировании и прочих профильных законов и указов.
Законопроект №5156 разработан для имплементации Плана противодействия размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения. Он снимает с декларантов уголовную и административную ответственность за открытие теневых доходов. Подытоживает все законодательные изменения и вносит ряд изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Вот ключевые моменты:
«Пропонованими законопроектом змінами до Кодексу України про адміністративні правопорушення передбачається, зокрема, визначити підстави та порядок звільнення фізичної особи, яка подала одноразову (спеціальну) добровільну декларацію та виконала пов'язані з цим інші законодавчі вимоги, від адміністративної відповідальності за адміністративні правопорушення, передбачені статтями 155-1, 162, 162-1, 163-1, 163-2, 163-4, 163-15, 164, 164-1, 164-2, 165-1 та 166-6 Кодексу України про адміністративні правопорушення.
Змінами до Кримінального кодексу України пропонується встановити, що подання одноразової (спеціальної) добровільної декларації та сплата узгодженої суми збору є підставою для звільнення декларанта від кримінальної відповідальності за ухилення від сплати податків, зборів (обов'язкових платежів) (стаття 212 Кримінального кодексу України) чи за ухилення від сплати єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування та страхових внесків на загальнообов'язкове державне пенсійне страхування (стаття 212-1 Кримінального кодексу України).
При цьому також запроваджується кримінальна відповідальність за незаконне розголошення, передачу або надання доступу до інформації, що міститься в одноразовій (спеціальній) добровільній декларації.
Змінами до Кримінального процесуального кодексу України передбачається встановити для декларантів гарантії щодо недопустимості використання документів, отриманих у порядку одноразового (спеціального) добровільного декларування, як доказів на підтвердження винуватості підозрюваного, обвинуваченого у вчиненні кримінальних правопорушень, передбачених статтями 212 та 212-1 Кримінального кодексу України».
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
Комментарии