Пробелы в законодательстве привели к неэффективному использованию средств Спецфонда по борьбе с COVID-19. Работодатели могли получать и расходовать средства по частичной безработице на свое усмотрение, а не на решение проблем, связанных с карантином.
Это следует из отчета Государственной аудиторской службы, в котором говорится о выявлении в Фонде борьбы с COVID-19 за 2020 год нарушений на 30,1 млрд грн. Всего в ковидный спецфонд было направлено 78,4 млрд грн, а фактически потрачено — 67,9 млрд. Аудиторы проверили расходование 60 млрд грн и нашли нарушения по большей части потраченного.
В тройке нарушителей Министерство экономики, где выявлено проблем на 5 млрд грн.
Минэкономики получило на борьбу с COVID-19 порядка 10,7 млрд грн, а освоило из них 8,8 млрд грн. При этом аудиторы выявили нарушения при расходовании 5 млрд грн. Чиновники не следили, как надо, за целевым использованием средств.
Работники Минэкономики выделяли ковидные деньги совместно с Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Это Фонд соцстраха.
А так как доходы соцстраха поступают в «общий котел» и расходуются без надлежащего контроля по целевым направлениям, то это приводит к неразберихе.
Такая проблема не только с соцстрахом. Те же сложности возникают и при формировании государственного бюджета. Никогда нельзя понять, на что были потрачены средства отдельно взятого налога, например, налога на оборону, так как деньги «размазываются» повсеместно.
Ковидные средства распределялись по пяти бюджетным программам:
Вначале объем программы определили в размере 4,7 млрд грн, а после сократили до 2,8 млрд грн из-за некорректных расчетов, поданных Госслужбой занятости. Были освоены практически все выделенные средства — охватили чуть менее 370 тыс. работников.
Объем программы составил 1,3 млрд грн, все средства освоены в полном объеме. В первом квартале 2020 года стремительно росло число получателей помощи по безработице: на апрель прирост составил сразу 37% (до 349 тыс. человек). А в конце 2020 года неожиданно выяснилось, что Фонд соцстраха не может вернуть в бюджет указанные 1,3 млрд грн и добивается перевода ее в категорию безвозвратной.
Объем программы — 4,2 млрд грн, из которых использовано 3,9 млрд. Здесь аудиторы не смогли проверить целевое использование денег и подчеркнули это в своем отчете.
Объем программы — 1,8 млрд грн, а в Фонд соцстраха поступило 652 млн, из которых использовали 645 млн. Предполагалось, что четверть миллиона украинцев получат по 8,1 тыс. грн, но расчеты по потребности в финансировании не сошлись с емкостью программы. Это главная претензия Госаудитслужбы.
Объем программы — 630,4 млн грн, было направлено 204,6 млн, фактически использовано — 204,5 млн. Здесь было много замечаний. Аудиторы выявили 11 927 предпринимателей, которым не были положены выплаты. Это были продавцы табачных изделий, торговцы автомобилями, мотоциклами, косметикой и пр. Порядка 30% средств были использованы нецелевым образом — серьезное нарушение.
Если обобщить системные нарушения при использовании ковидного фонда, то получится такой список:
Пробелы в законодательстве позволяют работодателям получать и расходовать компенсации по частичной безработице на свое усмотрение, а не на решение проблем, связанных с карантином. Государство не разработало законодательный механизм, порядок и условия возврата неправомерно выплаченных средств, что может привести к невозврату средств в госбюджет в сумме 1,3 млрд грн.
По оценке Госаудитслужбы, Фонд соцстраха мог справиться с карантинными выплатами собственными силами, без выделения денег из Спецфонда по борьбе с COVID-19, при эффективной работе и соблюдении законодательства.
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
Комментарии