Бюджетные деньги на спасение жизней: Минздрав с опозданием закупил больницам 225 кислородных станций и серьезно за них переплатил

Чиновники Министерства здравоохранения Украины в последние дни 2021 года вспомнили о пандемии коронавируса в нашей стране. В конце декабря они все-таки удосужились подать все необходимые документы под закупку для больниц кислородных станций. После чего Госказначейство выделило из госбюджета 648,5 млн грн из 650 млн грн запланированных. На эти деньги купили 225 кислородных станций, с чем долго тянули.

Неповоротливость Минздрава стоила человеческих жизней и здоровья многим украинцам и, увы, еще будет стоить. Чиновники только говорят, что делают все для борьбы с пандемией, а на практике не сильно и торопятся. Чтобы убедиться в этом, достаточно отследить хронологию, по которой в Украине решали проблему с дефицитом кислородных станций в медучреждениях:

  • май 2021 года — подготовлен законопроект под выделение средств;
  • 4 ноября 2021 года — принят законопроект;
  • последние дни декабря 2021 года — произошла закупка по программе КПКВК 2301280 «Централизованные закупки кислородных станций для опорных заведений здравоохранения».

Почему у ответственных подразделений Минздрава не было всех документов наготове, и они на следующий день после подписания нужного закона не подали все бумаги и тут же не провели закупку — неизвестно. Ведь в министерстве прекрасно знали, что из-за дефицита станций в больницах каждый день умирают люди. Потому любое промедление по части подобных закупок должно расследоваться правоохранителями и если будет фиксироваться преступная халатность — должны открываться уголовные дела, а ответственных лиц обязаны привлекать к ответственности.

Тем более, что министр здравоохранения Виктор Ляшко сам спрогнозировал в ближайшие две недели резкий рост заражений — до 60 тыс. случаев в сутки. Для сравнения: вчера, 7 февраля, было зафиксировано 34,4 тыс. новых заболевших и 255 смертей.

Во время рассмотрения специального законопроекта в Верховной Раде открыто говорилось, что на фактическую установку кислородных станций может уходить от 4 до 6 месяцев. При этом в Минздраве могут себе позволять по 7-8 недель готовить документы под закупки. Под жизненно важные закупки — те, что стоят жизней людям.

Очень странно видеть победные релизы МОЗ о закупках станций после таких сроков исполнения решений. Чиновникам впору не покупками хвастаться, а объяснения давать — почему закупка не произошла еще в ноябре. Причем, давать их прокуратуре в ходе соответствующих разбирательств.

Из сообщения Минздрава понятно, что за вышеупомянутые 648,5 млн грн только закуплено 225 кислородных станций. При этом неясно, когда фактически будет установлено большинство из них и сколько людей погибнет, пока будет процветать бюрократия за деньги налогоплательщиков. 

В тоже время из речей министра Ляшко ясно, что в конце 2022 года пандемия коронавируса в Украине может закончиться. Есть надежда, что кислородные станции людям не потребуются. Как раз после завершения установки. 

Из отчета по закупке кислородных станций вытекает и другой очень важный момент — это цена. В Минздраве сообщили, что госпредприятие «Медицинские закупки Украины» купило 225 кислородных станций за 648,5 млн грн по вышеупомянутой программе КПКВК 2301280 «Централизованные закупки кислородных станций для опорных заведений здравоохранения». Значит, каждая станция в среднем стоит 2,88 млн грн.

При этом чиновники также сообщили, что ранее за средства из субвенций закупили 118 станций за 150 млн грн. Это другая программа, и она также утверждалась спецзаконом — КПКВК 2311700 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на закупку опорными учреждениями здравоохранения услуг по проектированию и установке кислородных станций». В этой закупке средняя цена кислородной станции получается на уровне 1,27 млн грн. 

Выходит, что 225 станций закупали с большой переплатой — они стоили в 2,3 раза дороже, чем по программе субсидий. Почему по разным программам техника закупается с такой большой разницей в цене и почему за это платят украинские налогоплательщики — непонятно. Этот вопрос стоит задать аудиторам и правоохранительным органам. 

Андрей Пшеничный для dubinsky.ua

Комментарии