Минздрав собирается сильно переплатить за IT-услуги для скорой помощи

В Украине продолжаются подозрительные медицинские приобретения. Министерство охраны здоровья, которым руководит Максим Степанов, провело закупку на IT-услугу — предоставление в пользование мощностей обработки и хранения информации в защищенной облачной среде (IaaS). А также по сервисной поддержке в случаях временной недоступности соответствующей облачной среды для информационно-аналитической системы «Централь103». 

По итогу был выбран прошлогодний поставщик с безосновательно завышенной ценой — 360 тыс. грн. Хотя раньше чиновники старались максимально экономить, оптимизировать работу службы «скорой помощи» и уменьшить нагрузку на нее. Правда делали это в ущерб людям.

16 декабря 2020 года из-за пандемии коронавируса Кабмин уменьшил перечень оснований, на которые будет реагировать «скорая помощь».

Экстренными вызовы будут считать, если состояние пациента представляет угрозу жизни и здоровью, может привести к резкому ухудшению состояния в случае несвоевременного оказания помощи. При таких условиях: 

  • состояния должны сопровождаться нарушением сознания; 
  • с признаками кровотечения;
  • с признаками острого коронарного синдрома;
  • с расстройствами дыхания;
  • с другими экстренными признаками или быть обусловленными теми же факторами, что и в критических случаях.

Все это не согласуется с вышеупомянутым тендером, который чиновники провели в конце января 2021 года (на предоставление в пользование мощностей обработки и хранения информации в защищенной облачной среде (IaaS), а также сервисной поддержке в случаях временной недоступности соответствующего облачного среды для информационно-аналитической системы «Централь103»). Ведь здесь Минздрав не жалеет денег.

Он пытается заключить договор по переговорной процедуре с компанией ООО «ГІГАКЛАУД», стоимостью в 360 тыс. грн. Эта компания была поставщиком данной услуги в 2020 году.

Чтобы не проводить полноценную закупку, а ограничиться дорогостоящей переговорной процедурой МОЗ указывает следующие причины

«Учитывая созданную архитектуру сервисов, можно утверждать, что смена поставщика услуг и изменение технологической площадки расположения сервисов ИАС «Централь103», приведет к необходимости проведения работ по построению новой инфраструктуры виртуального дата-центра и миграции сервисов. Предварительно, процесс миграции сервисов, учитывая объем инфраструктуры, может длиться от 12 до 36 часов (в случае необходимости конвертирования образов виртуальных машин из формата нынешней платформы виртуализации в платформу виртуализации другого производителя).

Учитывая приведенное, смена поставщика услуг может привести к проблемам технического характера, а именно:

  • непрогнозируемых нарушений доступности сервисов ИАС «Централь103» на период миграции виртуальных машин на технологическая площадка нового поставщика услуг, что приведет к невозможности ИАС «Централь103» получать, обрабатывать и предоставлять информацию в соответствии с функциями ИАС «Централь103»;
  • непрогнозируемых нарушений сетевой связности на период переключения доступа на новый защищенный узел Интернет-доступа, что приведет к невозможности ИАС «Централь103» получать, обрабатывать и предоставлять информацию в соответствии с функциями ИАС «Централь103»;
  • несовместимость существующих технических и программных решений с имеющимися технологиями на новой площадке приведет к некорректной работе процессов, реализованных в рамках построения ИАС «Централь103»;
  • перенос виртуальных машин на технологическая площадка нового поставщика услуг будет требовать проведения полного цикла опытной эксплуатации для обеспечения корректной работы процессов, реализованных в рамках построения сервисов ИАС «Централь103», при этом время проведения опытной эксплуатации не может быть прогнозируемым.

Указанные проблемы технического характера в течение периода проведения работ по миграции и построения новой инфраструктуры виртуального дата-центра, с высокой степенью вероятности составит более 12:00, приведут к неполучению ИАС «Централь103» новой актуальной информации (что означает безвозвратную потерю таких новых данных)»

На первый взгляд все выглядет правдоподобно и может быть чиновники даже смогли бы оправдать вышеупомянутые 360 тыс. грн. Если бы не некоторые факты: 

  • стоимость услуги в 2020 году, в пик пандемии коронавируса, была на несколько порядков ниже и составляла лишь 99 тыс. грн; 
  • в сентябре цена была даже уменьшена до 86 тыс. грн., невзирая на растущее число обращений в службу экстренной помощи 103 и 112  (на росте числа больных коронавирусом);  
  • подписание руководством МОЗ дополнительного соглашения на продление срока действия договора произошло до 28.02.2021 включительно, то есть на срок, достаточный для проведения процедуры закупки. 

Из всего вышеперечисленного можно сделать лишь два вывода. Либо речь идет о халатности со стороны руководства Минздрава, которое не успело вовремя провести полноценный тендер и теперь впопыхах решает проблему по переговорной процедуре. Либо все еще хуже — имеет место коррупция и сговор в пользу нужного поставщика услуги. Но в конечном итоге причины не меняют главного факта — дополнительных расходов для бюджета. По сути, можно говорить о растрате госсредств. 

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии