Огнестрелы — в народ. Украинцам хотят расширить доступ к огнестрельному оружию

Украинцам хотят расширить доступ к оружию. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о праве на гражданское огнестрельное оружие — №5708.

В пояснительной записке к документу отмечается, что жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и личная безопасность — это все естественные права человека. Они должны защищаться в демократическом, правовом государстве всем массивом нормативно-правовых актов. Конституция Украины и нормы других отраслей права соответствующим образом обеспечивают охрану этих естественных прав.

Однако действующие нормы и правила все-таки требуют совершенствования. В том числе данным законом. Поскольку человек имеет право на активную личную защиту своей жизни и здоровья от преступных посягательств при помощи огнестрельного оружия. Новым законопроектом предлагается привести действующие нормы по оружию в соответствие с нормами Конституции.

Авторы документа предлагают взять за основу тот факт, что оружие представляет собой объект собственности, на который распространяется особый режим регулирования.

В пояснительной записке подчеркивается, что огнестрельное оружие является самым эффективным средством реализации гражданами конституционного права на самозащиту. Подавляющее большинство развитых стран мира (устоявшихся демократий) обеспечили такое право своим гражданам, что способствовало уменьшению количества насильственных преступлений против личности и корыстно-насильственных преступлений против собственности.

Мировыми лидерами во владении населением огнестрельным оружием являются США, Швейцария и Финляндия с показателем от 88 до 45 единиц гражданской огнестрельного оружия на 100 человек. В Украине этот показатель находится на уровне 5,5 единиц.

Опыт стран постсоветского пространства (Балтия, Грузия и Молдова) доказывает, что обеспечение гражданам права на самозащиту с помощью гражданской огнестрельного оружия в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает абсолютное количество указанных преступлений на 40-60%, положительно влияет на структуру и динамику преступности в стране. В то же время, введение жестких правил и ограничений по владению гражданским оружием в Великобритании привело к стремительному росту количества преступлений против личности и корыстно-насильственных преступлений. 

Сегодня оборот гражданской огнестрельного оружия законодательно урегулирован специальными законами во всех странах Европы и в большинстве постсоветских стран. Их опыт показывает, что официально зарегистрировано гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества преступлений.

По информации МВД Украины, граждане легально владеют 1,3 млн единиц огнестрельного оружия. При этом случаев использования легального оружия (включая неосторожное обращение и случаями применения оружия для необходимой обороны), чрезвычайно мало. В общей массе преступлений этот показатель не превышает 0,00006%, а среди насильственных и корыстно-насильственных преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия — 0,001%.

В основном при совершении преступлений применяется нелегальное оружие, которого в Украине чрезвычайно много — от 3 до 5 млн единиц. Из-за военного конфликта на востоке страны из зоны боевых действий было незаконно вывезено 700-800 тыс. единиц огнестрельного оружия.

Целью законопроекта — «усиление соблюдения режима законности в вопросах определения правового режима собственности на оружие, закрепление основных прав и обязанностей граждан и юридических лиц по производству, приобретению, владению, распоряжению и использованию оружия и боеприпасов, урегулирование других общественных отношений, непосредственно с этим связанных». 

Законопроектом предлагается:

  • определить понятие права собственности на гражданское огнестрельное оружие;
  • определить условия и порядок получения гражданами Украины и юридическими лицами документов о праве собственности на гражданское огнестрельное оружие;
  • осуществить классификацию гражданского огнестрельного оружия;
  • разработать порядок выдачи медицинского заключения (заключения) об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих получению документа на гражданское огнестрельное оружие, предусматривающее создание специальной информационно-справочной системы с осуществлением квалифицированной электронной подписи, подписанного лицом, который сформировал заключение;
  • разработать порядок создания и ведения Единого государственного реестра гражданского огнестрельного оружия;
  • определить полномочия субъектов единого государственного реестра гражданского огнестрельного оружия;
  • определить общие принципы гражданского оборота) огнестрельного оружия и боеприпасов;
  • определить общие принципы осуществления права и исполнения обязанностей владельцев гражданского огнестрельного оружия;
  • установить порядок получения права на гражданское огнестрельное оружие и боеприпасы;
  • определить порядок страхования гражданской ответственности владельцев гражданского огнестрельного оружия;
  • предусмотреть ограничение права на гражданское огнестрельное оружие и боеприпасы;
  • предусмотреть использование гражданского огнестрельного оружия для самозащиты;
  • определить понятие зон свободных от оружия;
  • прописать основы хозяйственной деятельности в сфере обращения (оборота) гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов;
  • определить общие принципы владения и пользования гражданским огнестрельным оружием и боеприпасами иностранцами и лицами без гражданства на территории Украины.
  • урегулировать временный ввоз гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов на территорию Украины, временный вывоз гражданского оружия и боеприпасов с территории Украины;
  • предусмотреть государственный контроль в сфере оборота гражданского огнестрельного оружия;
  • внести изменения в действующее законодательство в связи с принятием этого закона.

Также инициаторы законопроекта обозначили, что принятие и реализация законопроекта потребует выделения незначительных средств из госбюджета. Только на создание Единого госреестра огнестрельного оружия, которого сейчас не существует.

Все остальные расходы могут полностью покрываться за счет поступлений от обязательных платежей, которые будут вносить покупатели огнестрелов.

Но четких расчетов нет. Не до конца понятны суммы, которые необходимы для создания реестра и поступления от обязательных платежей.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии