Орден Золотого Тризуба и кресты. Нардепы внесли летом новый законопроект о государственных наградах

Нардепы озаботились летом вопросом наград, и предложили внести изменение в закон «О государственных наградах Украины» — законопроектом №5829. Его инициаторами выступило несколько депутатов из фракции «Слуга народа» — Тарас Тарасенко, Анатолий Астапенко, Юрий Камельчук. 

Хотя сложно понять, почему именно этот вопрос (наград) сочли важным и социально значимым на текущий момент. При большом числе политических и экономических проблем Украины, и накануне непростого отопительного сезона.

В своем документе народные депутаты заверили, что действующий закон «О государственных наградах Украины», принятый в 2000 году, не соответствует вызовам, которые сейчас стоят перед Украиной, и приоритетам ее развития. Они назвали следующие вопросы проблемными:

  • Система государственных наград, установленная законом, по своей сути является постсоветской. Это противоречит провозглашенному курсу на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Вместо этого она имеет общие черты с системами государственных наград Российской Федерации, Республики Беларусь и стран Средней Азии. Речь идет, прежде всего, о звании Герой Украины как высшей степени отличия. Еще ни в одной стране Европы нет такого вида государственных наград как «Именное огнестрельное оружие».
  • Система государственных наград является разбалансированной. В частности, количество орденов значительно превышает количество медалей, хотя медаль по сути более массовый вид награды, чем орден. В настоящее время в Украине существует 9 государственных орденов (еще 2 являются внешним выражением звания Герой Украины) и только 4 медали. Это создает серьезную диспропорцию. Для сравнения: в Италии существует 5 орденов и свыше 18 медалей. Малое количество медалей Украины, большинство из которых предназначены для награждения военных, приводит к большому количеству награждений орденами (прежде всего — орденом «За заслуги»), что подрывает престиж последних. Существенным недостатком следует признать также существование узкоспециализированных орденов, в частности, «За доблестный шахтерский труд».
  • Система государственных наград является политизированной. Ряд наград были учреждены в соответствии с политической конъюнктурой, а не из-за реальных потребностей. Речь идет об ордене Свободы (аналог советского ордена Октябрьской Революции) и ордене «За доблестный шахтерский труд» (реверанс в сторону электората Партии регионов).
  • Система государственных наград не предусматривает никакой боевой награды. Звание Герой Украины с вручением ордена «Золотая Звезда» может быть присвоено за любой геройский поступок, в том числе не связанный с боевыми действиями. Ордена Богдана Хмельницкого и «За мужество» функционально ориентированы на ознаменование заслуг, прежде всего, в мирное время. Их престиж существенно подорван массовыми награждениями ветеранов Второй мировой войны.
  • Система государственных наград предполагает существование 42 почетных званий по отраслям и сферам деятельности. Они также являются частью советской наградной традиции. При этом одни отрасли или сферы деятельности имеют соответствующее почетное звание, а другие — нет.
  • В систему государственных наград включены и президентские. Но их отличия не упорядочены.
  • Справедливые нарекания общественности вызывают награждения чиновников, особенно в честь государственных праздников и личных юбилеев, задержки с рассмотрением представлений к награждению граждан, длительные промежутки времени между изданием Указа Президента Украины о награждении и вручением государственной награды, неоднократные награждения посмертно.
  • Чрезвычайно актуальным является вопрос о лишении государственных наград Украины. Действующая редакция ст. 16 закона «О государственных наградах Украины» не дает возможности своевременно реагировать на недостойные поступки награжденных и другие случаи, которые могут быть основаниями для лишения государственных наград. Речь идет о лицах, у которых было обнаружено враждебное отношение к целостности украинского государства. Отсутствие действенного механизма лишения государственных наград вызывает возмущение общественности, проявлением которого стали петиции с требованиями лишить государственных наград лиц, известных своей антиукраинской деятельностью.

Авторы законопроекта предлагают внести следующие законодательные изменения:

  • Сократить количество видов госнаград с 7-ми до 6-ти: орден, крест, медаль, почетное звание Украины, государственная премия Украины, президентская награда.
  • Награждение государственными наградами Президента Украины, председателя Верховной Рады, первого заместителя и заместителя председателя Верховной Рады, народных депутатов, премьер-министра, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров, министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, депутатов представительных органов местного самоуправления допускается только после завершения ими своих полномочий. За исключением награждения за личное мужество и героизм и награждения президентскими наградами в виде памятных и юбилейных медалей.
  • Установлено на законодательном уровне срока, в который награжденное лицо может быть представлено к следующему награждению. А также предельные сроки рассмотрения документов Комиссией государственных наград и геральдики для представления к государственной награде или к ее лишению, предельный срок для вручения государственной награды. Кроме того, предусмотрено, что государственная награда вручается лично награжденному в обстановке торжественной и широкой гласности с привлечением средств массовой информации.
  • Упорядочен вопрос награждения посмертно.
  • Предусмотрено создание открытого Государственного реестра награжденных со сведениями о награжденных лиц (за исключением награжденных указами Президента Украины с ограниченным доступом).
  • Оптимизировано количество орденов. С целью приближения системы государственных наград Украины к практике стран Европы, звание Герой Украины и орден Свободы объединены в единую высшую награду — орден Золотого Тризуба.
  • С целью лучшего ознаменование заслуг лиц, принявших военную присягу, присягу государственного служащего, а также должностных лиц местного самоуправления, орден Даниила Галицкого разделен на три степени. При этом уточнено его название: орден короля Даниила Галицкого.
  • Для чествования боевых заслуг, умелого руководства войсками и образцового военного лидерства командиров военных соединений, частей и подразделений в ходе боевых действий, предусмотрена новая наградная дефиниция ордена Богдана Хмельницкого.
  • Для создания наград за подвиги, совершенные с риском для жизни в боевой обстановке и в мирное время, предусмотрен новый вид государственных наград Украины — кресты.
  • Существенно увеличено количество медалей. В частности, предоставлены медали при соответствующих орденах, чтобы отметить весомый личный вклад в соответствующей сфере деятельности, определенной уставом соответствующего ордена.
  • Уточнение наградные дефиниции медалей «За воинскую службу Украине» и «Защитнику Отечества» с целью усиления их значения как чисто военных наград.
  • Вместо 42 почетных званий предусмотрено два: «Гордость нации» и «Гордость профессии».
  • Упорядочен вопрос президентских отличий. В частности, такие отличия определены как форма реализации полномочий Президента Украины, как главы государства и Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.
  • Уточнен порядок разработки знаков государственных наград и их изготовления.
  • Упорядочен вопрос лишения государственных наград. В частности, расширен круг оснований для лишения и предусмотрены соответствующие процедуры.
  • Внедрено понятие отказа в государственной награде и установлены соответствующая процедура.
  • Для устранения советской практики, когда защитой пользовался знак награды, а не лицо, которому он вручен, отменена ответственность за покупку/продажу знаков государственных наград. При этом усилена ответственность за их незаконное ношение.
  • Действие Закона распространяется на правоотношения, связанные с награждением лиц, награжденных наградами Украинской народной республики (включая Государственный центр УНР в изгнании) и Украинской главной освободительной Рады. Это скорее символический, но важный шаг, он свидетельствует о преемственности традиций государства и борьбы за свободу Украины.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии