Правки в закон о национальном сопротивлении, акцизы по табаку, зарплаты депутатов и расследование по Укрзализныце. Что Рада рассмотрит после перерыва

После 10-дневного перерыва народные депутаты возвращаются в сессионный зал Верховной Рады. В повестке дня вторника, 15 февраля, 22 вопроса. 

Законопроект №6522: новые полномочия для терробороны

В действующей редакции профильного закона («Об основах национального сопротивления») выполнение задач территориальной обороны осуществляется вне районов ведения военных действий. Законопроектом же №6522 их хотят расширить до масштабов всей Украины. 

Инициатива назрела. Ведь над страной нависла угроза военного конфликта с Российской Федерацией, которая бьет по отечественной экономике и по курсу гривны. Потому Верховная Рада должна сконцентрироваться на подготовке законодательной базы, необходимой для эффективного противостояния новым рискам. Однако за последние две недели (перерыва в заседаниях) нардепы не удосужились зарегистрировать ни одного общественно значимого законопроекта, направленного на стабилизацию сложившейся ситуации.

Вместо этого Рада занимается совершенно бесполезной сейчас законодательной инициативой, касающейся изготовления жетонов для военнослужащих Нацгвардии и территориальной обороны.

Законопроект №3731: выдача жетонов военным 

Этим законопроектом предлагается установить, что военнослужащие Национальной гвардии должны идентифицироваться с помощью специального номерного жетона. Парадоксально, но на военнослужащих, которые охраняют общественный порядок в зоне проведения ООС, указанные нормы не распространяются.

Законопроект №5719: расщепление розничного акциза на табачные изделия

Это проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о зачислении акцизного налога с реализации субъектами розничной торговли табачных изделий», и он кажется рутинным и неважным, но только на первый взгляд. Чтобы понять, в чем подвох, нужно вспомнить законопроект №5600, по которому акциз на табачные изделия в рознице (5%) должны перечислять в бюджет централизованно производители и импортеры, без привязки к месту продажи. Причина — злоупотребления розницы по уплате этих 5%.

Сейчас акцизный налог поступает в местные бюджеты по месту продажи табачных изделий. А новым законопроектом продвигается централизация розничного акциза — расщепление его по определенному алгоритму для перечисления в местные бюджеты. По такому же принципу, как и розничного акциза на топливо.

По сути, законопроект № 5719 можно было бы считать техническим, если бы не правка Гетманцева-Арахамии. Ранее подобную правку пытались протащить в другом законопроекте, но депутаты ее не поддержали.

Тогда была внесена норма, предоставляющая возможность для производителей и импортеров табачных изделий внедрять системы отслеживания собственной продукции, а также требовать у оптовиков наличия системы отслеживания табачных изделий. Если бы у табачников возникали сомнения по реализации или перемещению своей продукции оптовиком — они могли бы затребовать у него детальную информацию по продажам в каждой области. Как только она не предоставляется — можно быстро расторгнуть договор. По сути, производители и импортеры получили право отсеивать ненужных оптовиков.

Сегодняшняя правка Арахамии повторяет старую скандальную практику с некоторыми уточнениями:

  • Возможность внедрять системы отслеживания собственной продукции, а также требовать у оптовиков наличия системы отслеживания (реализации, перемещения) табачных изделий предоставлена не только производителям и импортерам табачки, но и субъектам, связанным с ними отношениями контроля (торговым домам).
  • Производителю/импортеру/торговому дому предоставляется право затребовать информацию не только у оптовика, но и у контрагента оптовика.

А еще законопроект пытались использовать для продвижения непрофильных норм, внедряя изменения в банковское законодательство и норму о минимальном размере фонда регионального развития 1,5% дохода бюджета. Однако в ходе рассмотрения во втором чтении 6 поправок не были поддержаны залом, и документ отправили на повторное рассмотрение. Сейчас документ вносится без явных зашкваров, если их не постараются протащить через новую таблицу или дополнение.

Законопроект №3415: борьба с «поправочным спамом»

Законопроект №3415 касается борьбы со спамом в правках к законопроектам и преподносится как важный. Однако вместо усовершенствования ст. 119-1 Регламента Верховной Рады документом фактически ограничивают:

  • количество учтенных главным комитетом поправок и предложений, которые могут быть обсуждены и проголосованы на пленарном заседании (одна поправка от одного нардепа);
  • время выступления народного депутата, отведенное для обоснования всех отклоненных предложений и поправок. На это дается до 5 минут.

По мнению экспертов, таким образом создается ситуация, при которой обсуждение и голосование предложенных главным комитетом редакций ограничатся и по формальным критериям, и по времени выступления нардепа.

Этими изменениями в очередной раз нарушается право законодательной инициативы народного депутата, предусмотренное в ст. 93 Конституции Украины, в которой говорится, что обязанностью парламента является рассмотрение всех предложений, внесенных в проекты законов.

Законопроект №7002: новые зарплаты, старые надбавки для нардепов

Публике законопроект №7002 преподносят как попытку урезать расходы на содержание депутатов. Однако если вчитаться в основные моменты документа, то понятно, что это лишь иллюзия:

  • Документ устанавливает, что зарплата каждого депутата парламента состоит из должностного оклада и надбавок/доплат к нему. Должностной оклад предлагается привязать к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Однако законопроект не содержит каких-либо ограничений максимального размера зарплаты депутатам. Это дает возможность народным депутатам устанавливать любые заоблачные зарплаты. Поэтому суть экономии по изменениям условий оплаты депутатам уловить сложно.
  • Авторы законопроекта предлагают «отвязать» размер надбавок и доплат от размеров, установленных для членов Кабмина. В законопроекте предлагается определение размера надбавок и доплат нардепам отнести к компетенции Регламентного комитета, опять же, не ограничив размер доплат и компенсаций никакими законодательными рамками. 

По сути, депутаты будут сами принимать решения по размерам этих сумм. Выльется ли это в реальную экономию для бюджета, или народные избранники не будут жалеть на себя денег — неизвестно. Но есть риск увеличения расходов.   

Другой важный момент — никто не собирается предлагать ограничения на транспортные расходы и расходы на проживание народных депутатов, которые очень дорого обходятся налогоплательщикам. 

Отчет следственной комиссии по Укрзализныце

Депутаты собираются заслушать отчет Временной следственной комиссии (ВСК) по проверке и оценке состояния АО «Украинская железная дорога» (УЗ). Госпредприятие находится в аховом финансовом состоянии и погрязло в коррупции, что ни раз доказывали правоохранительные органы. Потому парламентарии взялись за расследование нарушений и бездействий по важным вопросам. 
 
Основные выводы ВСК следующие:

  • Укрзализныця в 2021 году не смогла в полной мере удовлетворить потребности растущей экономики Украины в грузовых перевозках. Разрыв между динамикой изменения реального ВВП Украины и грузооборотом железнодорожного транспорта достиг 17,74%. Доходы госкомпании от грузовых перевозок составляют только 92,3% от уровня доэпидемического 2019 года, невзирая на рост тарифов по этой части и получение дополнительных 2,4 млрд грн. В прошлом году выявили 859 брошенных грузовых поездов. За последние три года штрафы за несвоевременную доставку грузов по вине УЗ составляют 378,6 млн грн. 
  • Из-за неспособности железнодорожников перевезти необходимые объемы грузов их отправляли другими видами транспорта. Существенно увеличились объемы автомобильных перевозок, что негативно сказывалось на состоянии дорог и экологии.
  • Объем недополученной УЗ прибыли в секторе грузовых перевозок составляет 6-8 млрд грн в год.
  • Вагоны Укрзализныци не конкурируют с частными вагонами, которые работают по среднесрочным договорам. Они конкурируют только между собой, повышая стоимость услуг для отправителей и отвлекая грузовую базу на автотранспорт. Серьезной проблемой также является плохая техническая и коммерческая пригодность вагонов.
  • Качество услуг по перевозке пассажиров не улучшается.
  • Закупленные более чем за 13 млн грн мобильные приложения для продажи электронных билетов — не работают.

Андрей Пшеничный для dubinsky.ua

Комментарии