«Слуги» хотят подчинить местные советы Офису Президента, запустить экспорт леса, распилить еще денег на «Большой стройке» и поднять налоги

18 ноября через Верховную Раду попытаются провести пачку важных законопроектов. В том числе и новых, касающихся передела власти в Украине. 

Это законопроекты №4298 и №2143-3. Причем, №4298 пытаются принять по ускоренной упрощенной процедуре. Это значит, что депутатская фракция (группа) сможет внести в него не более 5 правок, а внефракционные депутаты лишь по одной. Что напрямую нарушает Конституцию, поскольку лишает нардепов права законодательной инициативы. Однако перед монобольшинством Рады стоит задача — подчинить всех депутатов местных советов местным же администрациям, назначаемым Президентом. И такую глобальную задачу «Слуги народа» стремятся выполнить как можно скорее, поскольку ее спустили из Офиса Президента.

Суть законопроекта №4298 — это централизация и еще большая узурпация власти. Так, чтобы местные общины меньше влияли на жизнь и работу своего региона, а все ниточки шли в Киев. Любая госадминистрация, которую назначает Президент, сможет указывать любому местному совету (кроме областного), и тому придется подчиняться.

Аналогичная задача стоит и в законопроекте №2143-3, который касается Киева (столицы) и который также торопятся принять. Этим документом Киевской горадминистрации сначала подчиняется местное самоуправление, то есть Киевсовет. А после происходит разделение двух должностей — председателя Киевсовета и главы КГГА. Чтобы лишить действующего градоначальника Виталия Кличко всей полноты власти в Киеве и поставить своего человека от Офиса Президента. Тот начнет контролировать в столице денежные потоки, и противостоять Кличко.

КГГА получит более широкие полномочия:

  • согласовывать руководителей местных коммунальных предприятий;
  • давать согласие на проведение разных мероприятий на территории столицы;
  • принимать решение о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и т.д.

Еще депутаты хотят рассмотреть законопроект о рынке древесины №4197-д (согласован и доработан парламентским комитетом), отменяющий мораторий на экспорт леса, за который Украина давно воюет с Евросоюзом. 

Запрет на экспорт дерева был введен еще в 2015 году, и с того времени Евросоюз добивался его отмены, часто выставляя это негласным условием кредитования Украины. В рамках макроэкономической помощи (на €1,2 млрд) и по другим проектам. А чтобы возродить вырубку и вывоз украинского леса в ЕС, в конце 2020 года даже создали Арбитражную группу, которая признала, что наш мораторий не соответствует генеральному соглашению об Ассоциации Украины с Евросоюзом. Поставила под сомнение будущее вхождение нашей страны в ЕС.

Законопроектом №4197-д Украина отменяет пресловутый запрет на экспорт древесины, пытается его организовать и систематизировать:

  • вводится обязательная и публичная отчетность по объемам, ценам продаж и покупателям древесины и изделий из нее;
  • всем участникам рынка открывается доступ к информации о продаже древесины и изделий из нее;
  • создается специальный лесной портал с данными о производстве и отгрузке леса и лесоматериалов и устанавливаются четкие его функции, чтобы сделать рынок максимально прозрачным;
  • устанавливаются основы проведения электронных аукционов по продаже лесоматериала, а также требования по обнародованию информации и т.д.

Вводятся жесткие требования к экспорту леса. Он позволяется при наличии сертификата о происхождении лесоматериалов и отдельных изделий из древесины. Причем
экспорт разрешается при условии заготовки лесоматериалов в пределах областей, где показатель лесистости не меньше установленных нормативов.

Казалось бы, все правильно. Однако при этом сразу внедряется лазейка для злоупотреблений и коррупции. Поскольку нормативы минимальной защитной лесистости для областей утверждаются не Кабмином, а приказом руководителя Гослесагентства. То есть единолично одним руководителем, что открывает новые возможности для воровства. Также это позволит проще и быстрее прогибать вырубку леса в Украине под требования западных партнеров/кредиторов.

Также нардепы не теряют надежды протащить сегодня через Раду изменения в госбюджет (в нарушение ст.101 Регламента ВР) и получить под распил на «Большой стройке» дополнительное финансирование. А также ряд других важных законопроектов:

  • №6298 Елены Шуляк, Давида Арахамии об увеличении бюджетного финансирования «Большого строительства» и ремонтно-дорожных работ на 2,5 млрд грн. С учетом допрасходов бюджетные траты на ремонты дорог в Украине достигнут 67,3 млрд грн, а на «Большое строительство» — 208 млрд грн. Это пятая часть государственного бюджета в условиях тотальной разрухи в медицине в разгар пандемии коронавируса.
  • №5542-1 Даниила Гетьманцева. Законопроектом поэтапно повышается гарантированная государством сумма депозита в украинских банках с нынешних 200 тыс. грн до 600 тыс. грн. А государственный Ощадбанк становится членом Фонда гарантирования вкладов и начинает платить в него членские взносы, после чего его вкладчики сразу утрачивают госгарантию по своим вложениям, которая у них есть сегодня. Тем самым допускается сужение возможностей вкладчиков, у которых уже открыты и действуют счета в Ощадбанке. Они вкладывали средства во время действия госгарантии, а теперь, по сути задним числом, их ее лишают. Тем самым нарушается ст. 22 Конституции Украины. К тому же возникает риск оттока депозитов физлиц и ухудшение финансовых показателей Ощадбанка. Что может потребовать дополнительной финансовой поддержки со стороны акционера — государства, то есть может возникнуть потребность в увеличении его капитала за счет средств налогоплательщиков. 
  • №5600, которым поднимается ряд налогов. Его преподносили народу как «антиолигархический», а по факту оказался проолигархическим, поскольку снижает налоговую нагрузку для крупного бизнеса. Документ направлен на латание бюджетных дыр. Одной рукой глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия с коллегами лоббируют налоговые льготы для табачного и игорного бизнеса, сокращая их поступления в госбюджет, и по ходу помогают крупным олигархам уровня Рината Ахметова сэкономить на акцизах. А другой — ужесточают налогообложений компаний поменьше.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии