Треть расходов на «скорые» неэффективны и проведены с нарушениями. Аудиторы обнародовали результаты проверок

Около трети расходов на развитие в Украине службы экстренной медицинской помощи (ЭМП) в 2019 году были неэффективными. Это 338 млн грн из 1 млрд грн, говорится в заключении Счетной палаты по итогам аудита.

Средства выделялись на 5 пилотных областей и столицу:

  • Винницкая;
  • Донецкая;
  • Одесская;
  • Полтавская;
  • Тернопольская;
  • г Киев.

На них было выделено 781 млн грн субвенций из госбюджета и 261 млн грн софинансирования из местных бюджетов. При этом 155 млн грн были возвращены в госбюджет как неиспользованные.

За данные средства приобретено 433 специализированные санитарные автомобиля и 36 учебных манекенов для центров подготовки медиков. В закупках были выявлены многочисленные нарушения.

«Стоимость автомобилей экстренной медицинской помощи одного и того же типа значительно отличалась в разных регионах (областях). Аудитом установлен факт отнесения самих автомобилей ЭМП к медицинским изделиям и получения, как следствие, поставщиками налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость; ограничения конкуренции; неприменение покупателями штрафных санкций в отношении продавцов за несвоевременное поставки автомобилей или их несоответствующее качество», — говорится в заключении Счетной палаты.

Аудиторы считают, что чиновники могли сэкономить много средств на этих приобретениях, чего не произошло.

«Стоимость приобретения автомобиля ЭМП типа В составляет от 1,96 млн грн, а типа С — от 2,85 млн грн и выше. В то же время поставленные автомобили типов В и С отличаются между собой по большей части лишь двумя-тремя опциями — прежде всего наличием аппарата ИВЛ и другой конструкции приемного устройства носилок. Однако стоимость автомобиля типа С на 870-890 тыс. грн, или на 45%, больше стоимости автомобиля типа В, для чего нет обоснованных объяснений», — подчеркнули в СП.

Там отметили проблемы, которые возникали с новой техникой в ходе эксплуатации.

«В некоторых регионах и Киеве были случаи, когда медицинские бригады использовали табуреты, чтобы в салон кареты скорой могли попасть как медики, так и пациенты, требующие неотложной медицинской помощи. И это в 21-м веке!» — обратил внимание заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майснер.

А также сообщил об установленных фактах предоставления недостоверных данных в расходных накладных и в актах приема-передачи автомобилей ЭМП. При этом подправлялись даты поставок автомобилей, то есть были зафиксированы признаки служебного подлога документов в разных регионах на разные суммы:

  • Винницкая область — на 17 млн грн; 
  • Донецкая область — на 76 млн грн; 
  • Полтавская область — на 74 млн грн; 
  • Тернопольская область — на 70 млн грн.

Многочисленные нарушения Счетная палата также выявила при закупках медицинских манекенов. Цены на них завышались до 530%.

Также аудиторы отметили, что госбюджете-2020 на развитие экстренной медицинской помощи изначально было предусмотрено финансирование на уровне 923 млн грн. Однако после оно было полностью сокращено. 

«То есть средства субвенции на развитие системы экстренной медицинской помощи выделялись и использовались только в 2019 году. В то же время Счетная палата обращает внимание, что по состоянию на июль 2020 Министерство здравоохранения Украины не приняло решение по проектной документации, оборудованию, программному обеспечению и вообще по дальнейшему внедрению «Системы 103». Поэтому уже 9 лет не используются по назначению материальные активы на 86 млн грн, приобретенные за средства государственного бюджета для развития системы ЭМП», — подытожили в Счетной палате.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии