В финансовом комитете Верховной Рады вернулись к вопросу урезания полномочий Совета НБУ

7 сентября на заседании Комитета Рады по вопросам финансов был рассмотрен проект Закона № 5850 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов деятельности Национального банка Украины» (автор народный депутат Даниил Гетманцев и др.)

 Изменения вносятся в Закон «О Национальном банке Украины» и Закон Украины «О предотвращении коррупции».

 По словам авторов, целью законопроекта является «усовершенствование действующих положений Закона о НБУ и приведение их в соответствие с лучшей мировой практикой». Но в результате, кроме усовершенствования, законопроектом предлагается:

  • исключить норму, согласно которой НБУ имел право производить расходы только в пределах утвержденных административных расходов.  Это позволит НБУ осуществлять расходы за пределами утвержденной сметы админрасходов;
  • лишить Совет НБУ полномочий оценивать деятельность Правления.  То есть Совет наделяется лишь полномочиями проверять состояние выполнения Правлением решений Совета НБУ, существенно сужает контрольную функцию Совета в части осуществления контроля за проведением денежно-кредитной политики, необходимость осуществления которого предусмотрена Конституцией Украины;
  • на членов Совета НБУ возлагается солидарная ответственность за принятые решения;
  • позволить занимать должность члена Совета НБУ гражданину Украины, который постоянно не проживает в Украине.  Соответствующие требования из Закона предлагается исключить;
  • изъять нормы, обязывающие Правления НБУ рассматривать в обязательном порядке рекомендации Совета НБУ;
  • отдельно выделить запрет вмешательства Совета НБУ в деятельность главы НБУ и его заместителей.  Такая же норма уже предлагалась в другие законопроекты, которыми вносились изменения в Закон о НБУ, однако не нашла поддержки депутатов Комитета на стадии внесения поправок.  Теперь ее пытаются «протолкнуть» снова.
  • предоставить право НБУ размещать золотовалютный резерв через уполномоченные им юридические лица, предоставляющие финансовые услуги на международных рынках (то есть, через «международные прокладки»).  На сегодня НБУ имеет право размещать золотовалютные резервы или самостоятельно или через банки.
  • изъять нормы, согласно которым операции по золотовалютным резервам можно проводить только с банками, рейтинг которых по классификации международных рейтинговых агентств соответствует требованиям к первоклассным банкам не ниже категории А;
  •  позволить за счет золотовалютных резервов предоставлять кредиты нерезидентам (сегодня это запрещено законом);
  • предоставить НБУ право за счет золотовалютных резервов обеспечивать выполнение обязательств по операциям Национального банка, в том числе с деривативами, операциям своп и репо с международно признанными резервными активами.

Таким образом законопроект 5850 направлен на то, чтобы:

  • вывести полностью Правления НБУ из-под контроля и влияния Совета НБУ, фактически превратив Совет в «свадебного генерала»;
  • завести в Раду НБУ лиц, которые хотя формально и имеют гражданство Украины, но по факту постоянно проживают за рубежом;
  • вывести золотовалютные резервы с помощью так называемых «международных прокладок» за границу в виде размещения на счетах иностранных банков.

Современные тенденции свидетельствуют о том, что максимальные полномочия имеют те Надзорные Советы госпредприятий и учреждений (фондов и др.), членами которых являются граждане других государств.  В противоположность указанному, членами Совета НБУ на сегодня могут быть только граждане Украины, и только те, которые постоянно в ней проживают.  При этом, именно в Совет НБУ по сравнению с наблюдательными советами госпредприятий объем полномочий максимально сокращен.  Фактически вся деятельность НБУ сосредоточена в руках Правления НБУ.  Совет же НБУ не имеет никакого существенного влияния и контроля на Правление, а законопроектом 5850 Совет пытаются лишить такого влияния и контроля за деятельностью Правления вообще.

Комментарии