В Украине хотят поднять цены на административные услуги — законопроект

16 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4380 «Об административном сборе». Его цель, согласно пояснительной записке, — упорядочить отношения в сфере платы за предоставление административных услуг, обеспечить прозрачность этих отношений, а также для поддержать устойчивое и качественное предоставление административных услуг за счет обоснованных (рациональных) размеров административного сбора.

Суть проекта закона в следующем:

  • На законодательном уровне определить единые принципы и критерии платности и бесплатности административных услуг, порядок определения конкретных размеров административного сбора, процедуру его уплаты.
  • Определить конкретные размеры административного сбора за так называемые «базовые» административные услуги. Это услуги, в которых нуждаются все физические и юридические лица. 
  • Общим правилом законопроекта является компенсационный подход при определении размера админсбора за платные админ услуги, с ограничением на уровне «себестоимости». Законопроект предусматривает, что каждое министерство как орган, который формирует политику в сфере предоставления административных услуг определенного вида, рассчитывает перечни расходов на надлежащее обеспечение предоставления этих услуг. Соответственно на основе усредненных данных и определяется обоснованный размер административного сбора.
  • Размеры админсборов определены в абсолютных единицах — в гривне. Это должно повысить уровень прозрачности сферы для граждан и субъектов хозяйствования. 

Но если внимательнее изучить документ, то становится очевидным, что его принятие приведет к повышению стоимости административных услуг для населения.

В разделе 4 пояснительной записки «Влияние на бюджет» так и говорится, что законопроект окажет положительное влияние на бюджет, особенно на местные бюджеты. В частности, за счет того, что вводится плата за часть административных услуг, которые сегодня бесплатные для субъектов обращения (например, в сфере регистрации земельных участков, регистрации физических лиц-предпринимателей и юридических лиц и т.п.). А также за счет того, что для ряда админуслуг повышаются размеры административного сбора, которые сейчас являются мизерными (регистрация актов гражданского состояния, «местный нотариат» и другие).

В той части, где речь идет о бесплатных админуслугах для потребителей, расчеты затрат на их оказание также должны проводиться. Это должно упорядочить отношения между государством и органами местного самоуправления (ОМС), в частности, путем компенсации из государственного бюджета административных расходов ОМС на оказание таких админ услуг или их части, если речь идет о делегированных государством полномочиях, или о привлечении ОМС для выполнения функций фронт-офиса.

Повышение цены якобы поспособствует улучшению качеству услуг. Вот, что говорится в документе:

«Важливо наголосити, що для громадян потрібно пояснювати чому адмінпослуги мають бути платними, додатково до того, що вже сплачені податки. Податки йдуть насамперед на загальні потреби держави (національна безпека та оборона, інфраструктура тощо), на загальні послуги (громадська безпека, освіта, медицина тощо). Водночас, при отриманні адміністративної послуги, справедливо щоб саме її конкретний отримувач компенсував принаймні частину видатків на надання послуги (за паспорт, за дозвіл, за реєстрацію тощо), а не покривати ці видатки коштом усіх платників податків. 

Для бізнесу суттєва зміна – це введення (повернення) плати за реєстрацію фізичних осіб – підприємців, юридичних осіб. Це зумовлено тим, що безоплатна реєстрація суб’єктів господарювання насправді має негативні наслідки для бізнесу. Зокрема, послуга з реєстрації бізнесу забезпечена в ОМС державними реєстраторами на 40% гірше, аніж реєстрація нерухомості, тобто доступність до цих послуг є на порядок меншою. 

За експертними оцінками ключова причина тут саме неготовність ОМС нести тягар витрат на державних реєстраторів, без умови компенсації відповідних витрат. Водночас законопроект пропонує і тут помірні адмінзбори за реєстрацію (в діапазоні 100-200 грн.), і зменшення адмінзбору «за внесення змін».

Таким образом, принятие данного законопроекта поспособствует введению повышенных расценок за админуслуги. Что в условиях нынешнего экономического кризиса и карантина может привести к непредсказуемым последствиям. Точно к негативным.
 
Законопроект поддерживают Ассоциация городов Украины, Ассоциация ОТГ. Изначально он разрабатывался экспертами общественной организации «Центр политико-правовых реформ».

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.pro

Комментарии