Галицкая таможня (одна из крупнейших в Украине) недополучила с 1 по 18 ноября 2020 года порядка 300 млн. грн, сообщил журналист Евгений Плинский в своем видео-блоге. По его оценке, до конца этого месяца общие недопоступления могут достигнуть 500 млн грн.
До сих пор эта таможня была достаточно результативной и регулярно наращивала отчисления в госбюджет. А здесь такой провал.
Понятноо, что он вызван не влиянием коронавируса (границу не закрывали) или сезонностью: объемы импорта в конце года увеличиваются даже в кризисной экономике. Ключевая проблема оказалась в кадрах. Точнее в назначении 30 октября и.о. начальника Галицкой таможни Ярослава Скоромного. Именно при нем резко упали бюджетные платежи.
«Ярослав — член команды, которую полтора года назад президент Зеленский требовал выбросить с таможни и забыть. И так их выбросили под всеобщее одобрение. Ярослав Скоромный на таможне кровь от крови и плоть от плоти — ставленник команды Гройсмана и связан с ним лично», — отметил Плинский.
Он прошелся по карьерной лестнице 31-летнего таможенного руководителя:
«Почему так резко из прокуратуры, где ты спец, в таможню, где ты ноль? Да просто потому, что с марта 2017 главой ГФС стал человек Гройсмана, тоже винницкий — Мирослав Продан. Именно по этой цепочке: Игорь Скоромный/Гройсман/Продан. Так Ярослава Скоромного и пристроили на таможню. Да так пристроили, что за несколько месяцев, в том же 2017-ом, Ярослав, как колобок, перекатился по нескольким тихим должностям Тернопольской таможни. И оттуда уже в октябре закатился на самую жирную Львовскую таможню сразу в кресло замначальника таможни и начальника управления по борьбе с контрабандой», — отметил Евгений Плинский.
Скоромный-младший за полгода совершил такой карьерный рывок, на который у многих опытных таможенников не хватает всей жизни.
Конечно, своего человека ставили не просто так. По информации журналиста, с 2017 года по 2019-ый он был главным сборщиком «кэша» от команды Гройсмана. Причем, без каки-либо неприятностей со стороны правоохранительных органов. Ведь водил дружбу с Олегом Грицаком — сыном тогдашнего главы СБУ Василием Грицаком.
После избрания президентом Владимира Зеленского, Ярослава Скоромного не перевели в Государственную таможенную службу, его оставили в структуре ГФС. Там он находился больше года. Пока сменялись разные руководители таможни: Нефьодов, Муратов, Павловский, Ентис. Но уже Андрей Павловский, который возглавил ГТС в августе 2020 года и входил в команду одиозного Геннадия Романенко, вернул Ярослава Скоромного на таможню. Причем на его привычную должность — замначальника Галицкой таможни. А довершил историю Евгений Ентис, который сделал из Скоромного-младшего и.о. начальника таможни.
Первое, что начал делать таможенник-возвращенец — это расставлять своих людей. Тех, кого вычистили из ГТС при смене руководства — их одного за другим возвращал Скоромный.
«Например, до начала реформы 2019 года главным куратором всех схем на посту «Смильныця» (небольшой пост, где контрабанду ввозят бусами), был такой себе Андрей Бессараб. Нефедов его выгнал, а Скоромный сразу же вернул на этот же пост, скорее всего, заниматься тем же. По такой же схеме на пост «Шегини» на рабочую первую смену Скоромный ставит Олега Будзя, который при нем был главным по пропуску фур и входил в команду Игоря Кривецкого — «Пупса». Фактически, Кривецкому Скоромный и вернул кусок границы, дав рабочую смену его человеку. Следующий кадр Скоромного — Владимир Качмарский: один из самых небедных таможенников Львова. Во времена Гройсмана Качмарский был замом у Скоромного по борьбе с контрабандой, и по этой линии контролировал кассу», — объяснил Евгений Плинский.
Львовские журналисты многое писали об имуществе Качмарского и его супруги. А также о схемах и контрабанде Галицкой таможни.
По словам Плинского, схемы Скоромного прикрывает Олег Баран — это старший и ключевой человек в схеме на таможенном посту «Краковец». Барана считают близким к местному авторитету Олегу Гаталяку, по кличке «Мажор», который спонсирует Олега Ярошевича и его «Автоевросилу». Гаталяк близкий друг Скоромного.
«На двоих они организовали коридор на «Краковце», поставив туда Барана. За первые дни работы Скоромного, по оперативной информации, Баран пропустил 11 фур полных товаров под видом пустых. Примерная стоимость груза, который мог проскочить — минимум $2,5 млн мимо бюджета. В карман новых руководителей легло по 30-35 тысяч за каждую фуру. 11 ноября, когда «терпець урвався», 12-ю фуру на смене Барана ударили пограничники с Киевскими таможенниками и задержали полную фуру вещей, косметики, которая через пункт пропуска зашла по талончику, на котором написано «плитка». Примерная стоимость фуры не менее $300 тыс.», — уточнил Плинский.
Совершенно очевидно, что при таком подходе, ни о каких сборах в бюджет и речи быть не может. План отчислений Галицкая таможня не выполнит. По крайней мере, пока там не будет полностью сменен кадровый состав.
Андрей Пшеничный, Валерия Самошина для сайта dubinsky.pro
Комментарии