На официальной странице Службы безопасности Украины красуется информация о начатой в 2019 году реформе СБУ. И подчеркивается, что она сопровождается разработкой нового профильного законопроекта.
Руководитель Службы Иван Баканов буквально сказал следующее:
«Вже зараз Служба динамічно адаптується до нової реальності. Ми зміцнюємо кадри, посилюємо ключові напрями, робимо структуру гнучкою. Реформа має завершити ці процеси і організувати роботу оновленої Служби так, щоб вона була найбільш ефективною для захисту безпеки громадян і держави».
Однако сразу возникает резонный вопрос: станет ли на самом деле реформа СБУ благом для простых людей или просто позволит построить репрессивную машину, которой будут пользоваться для контроля над всем государством?
На текущий момент на рассмотрении Верховной Рады находится ряд законопроектов, направленных на реформирование СБУ:
«СБУ позбавляється повноважень у сфері протидії економічним злочинам лише формально, адже співробітники СБУ однаково матимуть право на проведення контррозвідувального забезпечення в контексті економічного потенціалу (див. ст. 3 законопроекту, зміни до Закону України «Про контррозвідувальну діяльність»). При цьому законопроект не створює систему незалежного контролю за діяльністю СБУ, не зобов’язує СБУ співпрацювати з наглядовими органами, не передбачає правових наслідків для СБУ у разі неподання щорічного звіту чи надання неправдивої інформації, що, на нашу думку, закладає підстави для можливих зловживань».
После изучения законопроектов всплывает множество законодательных изменений, которые несут угрозы и риски для правоохранительной системы. А также приведут к нарушению законов, относительно деятельности СБУ, соблюдения прав и свобод граждан.
Вот наиболее значимые нормы:
1. СБУ лишается полномочий в сфере противодействия экономическим преступлениям, но, лишь формально. То есть создается иллюзия отстраненности Службы. А на самом деле у нее становится гораздо больше полномочий.
К заданиям Службы безопасности отнесено предупреждение, выявление и пресечение уголовных преступлений, не только против основ национальной безопасности, мира и безопасности человечества, но и других преступлений, которые представляют угрозу государственной безопасности Украины. При этом, новое определение «государственная безопасность Украины» охватывает в том числе экономический потенциал государства (четкие критерии неопределенны). А значит СБУ наделяется широкими полномочиями для осуществления контрразведывательного обеспечения экономического и информационного, потенциала государства, кибербезопасности, оборонно-промышленного и транспортного комплексов, национальной системы связи.
В случае принятия вышеупомянутых законопроектов, сбушники смогут:
2. Еще одна «изюминка» реформы — введение административной ответственности для госструктур за не предоставление/предоставление заведомо ложной информации, за нарушение сроков ее предоставления, а также за уведомление третьих лиц о сборе информации. Такое новшество станет способом давления на должностных лиц (штраф от 4 250 грн. до 10 200 грн.) и может привести к необоснованному их привлечению к ответственности;
3. В законопроекте №4392 также прописано, что СБУ также хочет получить право, по поручению Генпрокурора, осуществлять досудебное расследование преступлений, угрожающих госбезопасности (четко определенные критерии отсутствуют), отнесенных к подследственности Национальной полиции, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, ГБР, а также НАБУ (при получении письменного согласия заместителя Генерального прокурора — руководителя САП).
При этом в заключительных положениях законопроекта №3196-д предусмотрена передача до 2024 года полномочий по осуществлению досудебного расследования ГБР. Хотя внедрение такого положения потребует внесения изменений в законодательство.
В связи с этим Конституционный Суд в своем Заключении от 16 декабря 2019 года №7-в/2019 указал, что пребывание органов досудебного расследования даже в опосредованном подчинении Президенту Украины создает угрозу независимости этих органов и приводит к концентрации власти у Президента.
4. В законопроекте № 3196-д предлагают ограничить компетенцию СБУ в вопросах противодействия организованной преступности и свести ее роль к прекращению деятельности транснациональных преступных групп и контрразведывательного обеспечения борьбы с организованной преступностью.
Из закона «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» исключаются практически все нормы и ссылки относительно СБУ и при отсутствии специальных государственных органов борьбы с организованной преступностью существование такого законодательного акта теряет свою целесообразность.
5. На что еще стоит обратить внимание, так это на то, что СБУ планирует получить несвойственные полномочия, при которых они будут контролировать все назначения на госслужбу:
6. СБУ намеренна также получать на безвозмездной основе, по запросу руководителей органов и их заместителей (в Центральном управлении оперативных подразделений), непосредственный доступ к стационарным и подвижным системам и приборам радиоконтроля, аудио, видео и аудио/видео наблюдения, автоматизированных информационных, справочных систем, учета, реестров, банков или баз данных, документов, других материальных носителей информации государственных органов.
А с целью контрразведывательного обеспечения борьбы с организованной преступностью подразделения СБУ уполномочиваются на доступ к централизованным банкам данных МВД и Национальной полиции.
Хотя все понимают, что при таких полномочиях и при отсутствии механизма контроля это приведет к злоупотреблениям и утечке информации.
7. В изменениях к закону «О контрразведывательной деятельности» Госпогранслужба Украины (ГПСУ) лишается полномочий на проведение отдельных контрразведывательных мероприятий в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины. Разведывательный орган и подразделения обеспечения внутренней и собственной безопасности ГПСУ могут проводить отдельные контрразведывательные мероприятия исключительно в интересах обеспечения безопасности своих сил и средств, информационных систем и оперативных учетов.
Таким образом произойдет ограничение полномочий разведывательного органа ГПСУ.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что Иван Баканов, хочет сконцентрировать в своих руках абсолютно все функции правоохранительной системы, стремится контролировать все назначения на ключевые позиции госслужбы. А также хочет жестко контролировать и управлять множеством несвойственных ему процессов. Причем это коснется не только госучреждений, но и простых граждан, к личным данных СБУ хочет получить доступ.
Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
Комментарии