Олигархов должно выявлять НАЗК по более точным критериям. Дубинский подал свои правки в президентский «антиолигархический» законопроект

Народный депутат Александр Дубинский внес около 40 правок и дополнений в разрекламированный властью законопроект об олигархах. 

Проект (№5599) вносил Президент Владимир Зеленский, в начале июня, и уже 1 июля 2021 года Верховная Рада приняла его в первом чтении. О том, что президентский законопроект, мягко говоря «очень сырой» и требует кардинальной доработки говорили и эксперты, и многие депутаты. Именно из-за этого депутаты не позволили сократить сроки подачи правок ко второму чтению.

Чтобы сделать из законопроекта рабочий и действенный документ, Дубинский, в первую очередь, дал в своих правках четкие критерии для определения олигархов. Олигархом предлагается называть любого человека, активы которого превышают 500 млн грн (в президентском варианте — более 2 млрд. грн.), и при этом он соответствует хотя бы одному из четырех признаков:

  • принимает участие в политической жизни;
  • имеет влияние на СМИ;
  • является контролером природной монополии;
  • является контролером монополиста на общегосударственном рынке товара. 

Вторая ключевая правка от Дубинского: решение о признании лица олигархом должно принимать НАЗК (Національне агентство з питань запобігання корупції, НАПК — рус.), а не Президент и СНБО. 

Во-первых, то, что предлагал Президент — противоречит Конституции Украины, об этом прямо указало Главное научно-экспертное управление ВРУ. Во-вторых, те полномочия и задачи, которые на сегодня законом закреплены за НАЗК (контроль за конфликтом интересов, проверка деклараций чиновников, контроль за финансированием политических партий и т.д.) логично вписываются с задачами по работе с олигархами (признание олигархов, ведение реестра олигархов, исключение из реестра и т.д.).

Третья важная правка: на олигархов тоже возлагается обязанность отчитываться о контактах (разговорах и встречах) с чиновниками высшего ранга и подавать соответствующую декларацию, они будут нести ответственность за невыполнение этой нормы.

Согласно следующей ключевой правке, госслужащие должны отчитываться о контактах не только с олигархами, но и с представителями госорганов иностранных государств, неправительственных организаций.

Важный принципиальный момент, на который указал депутат, — установление одинаковых оснований для увольнения Секретаря РНБО и его заместителей, руководителей АМКУ, как и для всех публичных служащих (СБУ, Нацбанк и т.д.), за неподачу или несвоевременную подачу декларации о контактах.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии