После 10-дневного перерыва народные депутаты возвращаются в сессионный зал Верховной Рады. В повестке дня вторника, 15 февраля, 22 вопроса.
Законопроект №6522: новые полномочия для терробороны
В действующей редакции профильного закона («Об основах национального сопротивления») выполнение задач территориальной обороны осуществляется вне районов ведения военных действий. Законопроектом же №6522 их хотят расширить до масштабов всей Украины.
Инициатива назрела. Ведь над страной нависла угроза военного конфликта с Российской Федерацией, которая бьет по отечественной экономике и по курсу гривны. Потому Верховная Рада должна сконцентрироваться на подготовке законодательной базы, необходимой для эффективного противостояния новым рискам. Однако за последние две недели (перерыва в заседаниях) нардепы не удосужились зарегистрировать ни одного общественно значимого законопроекта, направленного на стабилизацию сложившейся ситуации.
Вместо этого Рада занимается совершенно бесполезной сейчас законодательной инициативой, касающейся изготовления жетонов для военнослужащих Нацгвардии и территориальной обороны.
Законопроект №3731: выдача жетонов военным
Этим законопроектом предлагается установить, что военнослужащие Национальной гвардии должны идентифицироваться с помощью специального номерного жетона. Парадоксально, но на военнослужащих, которые охраняют общественный порядок в зоне проведения ООС, указанные нормы не распространяются.
Законопроект №5719: расщепление розничного акциза на табачные изделия
Это проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о зачислении акцизного налога с реализации субъектами розничной торговли табачных изделий», и он кажется рутинным и неважным, но только на первый взгляд. Чтобы понять, в чем подвох, нужно вспомнить законопроект №5600, по которому акциз на табачные изделия в рознице (5%) должны перечислять в бюджет централизованно производители и импортеры, без привязки к месту продажи. Причина — злоупотребления розницы по уплате этих 5%.
Сейчас акцизный налог поступает в местные бюджеты по месту продажи табачных изделий. А новым законопроектом продвигается централизация розничного акциза — расщепление его по определенному алгоритму для перечисления в местные бюджеты. По такому же принципу, как и розничного акциза на топливо.
По сути, законопроект № 5719 можно было бы считать техническим, если бы не правка Гетманцева-Арахамии. Ранее подобную правку пытались протащить в другом законопроекте, но депутаты ее не поддержали.
Тогда была внесена норма, предоставляющая возможность для производителей и импортеров табачных изделий внедрять системы отслеживания собственной продукции, а также требовать у оптовиков наличия системы отслеживания табачных изделий. Если бы у табачников возникали сомнения по реализации или перемещению своей продукции оптовиком — они могли бы затребовать у него детальную информацию по продажам в каждой области. Как только она не предоставляется — можно быстро расторгнуть договор. По сути, производители и импортеры получили право отсеивать ненужных оптовиков.
Сегодняшняя правка Арахамии повторяет старую скандальную практику с некоторыми уточнениями:
А еще законопроект пытались использовать для продвижения непрофильных норм, внедряя изменения в банковское законодательство и норму о минимальном размере фонда регионального развития 1,5% дохода бюджета. Однако в ходе рассмотрения во втором чтении 6 поправок не были поддержаны залом, и документ отправили на повторное рассмотрение. Сейчас документ вносится без явных зашкваров, если их не постараются протащить через новую таблицу или дополнение.
Законопроект №3415: борьба с «поправочным спамом»
Законопроект №3415 касается борьбы со спамом в правках к законопроектам и преподносится как важный. Однако вместо усовершенствования ст. 119-1 Регламента Верховной Рады документом фактически ограничивают:
По мнению экспертов, таким образом создается ситуация, при которой обсуждение и голосование предложенных главным комитетом редакций ограничатся и по формальным критериям, и по времени выступления нардепа.
Этими изменениями в очередной раз нарушается право законодательной инициативы народного депутата, предусмотренное в ст. 93 Конституции Украины, в которой говорится, что обязанностью парламента является рассмотрение всех предложений, внесенных в проекты законов.
Законопроект №7002: новые зарплаты, старые надбавки для нардепов
Публике законопроект №7002 преподносят как попытку урезать расходы на содержание депутатов. Однако если вчитаться в основные моменты документа, то понятно, что это лишь иллюзия:
По сути, депутаты будут сами принимать решения по размерам этих сумм. Выльется ли это в реальную экономию для бюджета, или народные избранники не будут жалеть на себя денег — неизвестно. Но есть риск увеличения расходов.
Другой важный момент — никто не собирается предлагать ограничения на транспортные расходы и расходы на проживание народных депутатов, которые очень дорого обходятся налогоплательщикам.
Отчет следственной комиссии по Укрзализныце
Депутаты собираются заслушать отчет Временной следственной комиссии (ВСК) по проверке и оценке состояния АО «Украинская железная дорога» (УЗ). Госпредприятие находится в аховом финансовом состоянии и погрязло в коррупции, что ни раз доказывали правоохранительные органы. Потому парламентарии взялись за расследование нарушений и бездействий по важным вопросам.
Основные выводы ВСК следующие:
Андрей Пшеничный для dubinsky.ua
Комментарии