На следующий день после вторжения РФ во вторник, 22 февраля, Верховная Рада рассматривает 30 вопросов. Большинство которых касаются не нацбезопасности, а финансового сектора, налогов и загрязнения воздуха.
Законопроект №6559: возврат к старым требованиям относительно набсоветов госбанков
Это новая редакция Закона «О банках и банковской деятельности». И он, по сути, возвращает те нормы, которые содержались до внесения правок в документ. В предыдущем варианте были смягчены требования к представителям государства в наблюдательных советах (НС) государственных банков (предусматривалось уменьшение срока пребывания на определенных должностях).
Такой подход сильно критиковали. Говорили, что смягчение требований к НС — это попытка поставить нужных для власти лиц. Однако в последний момент от этого решили отказаться и ужесточить требования к членам набсоветов госбанков.
Согласно последний версии законопроекта, в набсовете госбанка не могут быть следующие лица:
Законопроект №6320: меняются требования по раскрытию бенефициаров юрлиц
Предлагается внести изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» в той части, где говорится об автоматизации проверки сведений о конечных владельцах юридического лица, поданных через сервис «Дія».
Также проектом предлагаются изменения в Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Документ конкретизирует порядок определения юрлицами информации о конечных бенефициарных владельцах и структуре собственности, пересматриваются объем и сроки предоставления государственному регистратору данных о бенефициарных владельцах и структуре собственности.
Что важно: из перечня юрлиц, которые должны раскрывать информацию о конечных владельцах, исключены юрлица, которые в принципе не могут иметь бенефициарных собственников. Это политические партии, организации профсоюзов, творческие союзы, организации работодателей, адвокатские объединения, адвокатские бюро, религиозные организации, государственные органы ОСМД и многие другие.
Законодатели стараются разгрести проблемы, которые сами создали бизнесу, принимая законы в турборежиме, и которые не решило правительство. Непродуманность правовых норм, а также полное бездействие Минюста как органа, призванного регулировать деятельность государственных регистраторов, привели в октябре 2021 года к хаосу.
Этому способствовало и наказание за непредоставление этой информации в виде штрафа от 17 тыс. грн до 51 тыс. грн. В результате за два дня до истечения конечного срока подачи информации юрлицами Верховная Рада, опять-таки в турборежиме, проголосовала за продление сроков с 3-х месяцев до одного года. Именно поэтому законопроект №6320 фактически призван исправить правовой хаос, созданный при принятии монобольшинством законопроектов в турборежиме.
Законопроект №4487: вещание телеканала «Дом» хотят сильно расширить
Изначально законопроект касался прав и свобод перемещенных лиц и был призван помочь переселенцам. Это во время первого чтении. Но ко второму его переписали под государственный телеканал «Дом», то есть поменяли назначение документа. Им вносятся изменения в законы «О системе иновещания Украины» и «О телевидении и радиовещании».
Все это делается, чтобы госканал «Дом» смог попасть в Универсальную программную услугу (УПП), которая бесплатно предоставляется украинцам. Пока в УПП входит Общественное телевидение и телеканал «Рада».
Таким образом, телеканал «Дом», который создавался для вещания на временно оккупированные территории, де-факто приобретет общенациональный масштаб и сможет конкурировать с частными телеканалами.
В медиа-сообществе уже осудили этот законопроект. Журналисты выступают против усиления и переориентации государственных медиа (в частности, телеканалов «Дом» и «Рада»), которые в последнее время проходят по воле президента, его команды и парламентской фракции «Слуга народа».
Законопроект №5125: кредитные союзы как попытка обойти требования МВФ
Этот законопроект касается деятельности кредитных союзов (КС) и вовсю критикуется ими с момента регистрации два года назад. Поскольку документ непродуманный и фактически нивелирует идею существования кредитного союза как неприбыльного объединения, чья деятельность должна концентрироваться на удовлетворении интересов своих членов.
Украинские кредитные союзы пытаются переделать в мини-банки, которые будут существовать под жестким контролем Национального банка. Очевидно, что так власти стараются обойти негласное обещание, которое давали МВФ после банкопада 2014-2015 годов, о том, что не будут выдавать новых банковских лицензий. Вместо банковских решили раздавать лицензии на кредитные союзы, а чтобы их было выгодно создавать, решили наделить их сверхвозможностями.
Из наиболее важных и опасных моментов документа можно выделить предоставление КС возможности давать гарантии по платежным услугам. А также появление у кредитного союза права на привлечение средств от других юридических лиц. По сути они смогут кредитовать за чужой счет. Не за счет взносов членов кредитного союза, как подразумевается базовыми правилами КС, а за деньги прочих кредиторов. Например, тех же банков. Смогут привлекать банковские кредиты и перекредитовывать за эти деньги своих членов. Выстраивая своего рода «пирамиду» и провоцируя дополнительные риски.
Это очень важные моменты, поскольку они противоречат базовым принципам функционирования кредитных союзов.
Также законопроектом предлагается расширить перечень услуг КС и территориальный охват. Если раньше участники кредитного союза обязаны были проживать в пределах одной области, то новыми правилами хотят разрешить привлечение людей и из нескольких смежных областей.
Законопроект №5397: пытаются убрать иностранцев из набсоветов госструктур
Законопроект №5397 должен серьезно осложнить жизнь иностранным членам набсоветов государственных компаний. По документу, они должны не только находится по адресу госпредприятия, но еще иметь возможность в течении 48 часов туда прибыть в случае необходимости. Тех, кто быстро не явится, смогут быстро уволить, независимо от контракта.
Инициатива справедливая, но не новая. Два года назад народный депутат Александр Дубинский внес законопроект по управлению госпредприятия оборонного комплекса, в соответствии с которым членами набсовета, совета директоров или гендиректоров с замами концерна «Укроборонпром» не могут быть назначены лица с иностранным гражданством. Также Дубинский зарегистрировал законопроект о запрете назначения руководителями государственных предприятий или членами набсоветов лиц, которые до этого занимали руководящие должности в общественных объединениях с иностранным финансированием.
Законопроект №5610: освобождение от НДС операций по трансплантации
Депутаты хотят освободить от налога на добавленную стоимость ряд медицинских товаров и услуг. А именно:
Отметим, что комитет по вопросам интеграции Украины в Евросоюз считает, что проект закона не противоречат международно-правовым обязательствам Украины.
Законопроект №4517: упрощают декларирование товаров
Законопроектом вводится упрощенное декларирование ряда импортных и экспортных товаров. По оценке Кабмина, нововведение может принести госбюджету около 150 млн грн. Вместе с тем, положения документа не распространяются на:
Законопроект №5339: контроль за загрязнением воздуха
Депутаты хотят ужесточить контроль за загрязнением воздуха. Законопроектом №5339 вводятся обязательные автоматизированные системы контроля выбросов загрязняющих веществ. Кроме того, определяются качество воздуха и оценка влияния его загрязнения на здоровье граждан.
Предлагается установить:
В случае, когда загрязняющие вещества превышают предельно допустимые концентрации в населенных пунктах, местная власть может принимать решение о поэтапном снижении выбросов. Также предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче и аннулировании разрешения на выбросы может быть заключение Минздрава.
Европейская бизнес ассоциация выступила против принятия проекта, поскольку ее предложения и замечания так и не были учтены. В первом чтении был принят вариант, который предусматривал 10-летний срок сокращения выбросов, тогда как ассоциация рекомендовала 15-летний. В редакции законопроекта, предложенного ко второму чтению, срок сократили до 7 лет.
Андрей Пшеничный для dubinsky.ua
Комментарии