Разгребают последствия турборежима. Финансовый комитет Рады принял упрощенные требования по раскрытию бенефициаров юрлиц

Сегодня, 20 января, Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал президентский законопроект №6320, который поможет устранить ошибки турборежима при принятии законопроектов монобольшинством. Депутаты согласовали документ и передали на рассмотрение в сессионный зал парламента.

Документ призван автоматизировать проведение проверки сведений о лицах, являющихся конечными бенефициарами юридического лица, и пересмотреть сроки для этого.

Этим законопроектом предлагается внести изменения в два закона: 

  • «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»; 
  • «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». 

В частности, предлагается автоматизировать проверки сведений о лицах, являющихся конечными бенефициарами юридического лица, поданных в электронной форме, посредством веб-портала электронных услуг «Дія». А также пересмотреть объем и сроки предоставления этой информации.

Но важно не только это. Отдельного внимания заслуживают изменения, согласно которым из перечня юрлиц, которые должны раскрывать информацию о конечных бенефициарных собственниках, исключен большой пласт юридических лиц, которые по своей правовой природе, в принципе, не могут иметь конечных бенефициарных собственников.

Здесь очень большой список:

  • политические партии; 
  • организации профсоюзов; 
  • творческие союзы; 
  • организации работодателей, их объединения; 
  • адвокатские объединения и адвокатские бюро; 
  • религиозные организации; 
  • государственные органы; 
  • органы местного самоуправления и их ассоциации; 
  • государственные и коммунальные предприятия;
  • торгово-промышленные палаты; 
  • пенсионные фонды; 
  • жилищно-строительные кооперативы; 
  • дачные (дачно-строительные) кооперативы; 
  • садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества); 
  • ОСМД и ассоциации владельцев жилых домов; 
  • сельскохозяйственные кооперативы.

Конечно же, этот перечень следовало бы расширить хотя бы относительно объединений предприятий (ассоциаций), которые в своем составе владеют членами только юридических лиц (ассоциации страховщиков, банков, кредитных союзов и др.). Что было бы логичнее и, возможно, ко второму чтению законопроект будет доработано.

Стоит напомнить, что причиной внесения данного законопроекта послужила ситуация, заложниками которой стало огромное количество юридических лиц. Тогда переходными положениями закона «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» был установлен трехмесячный срок для предоставления государственному регистратору информации о конечных бенефициарных владельцах.

Непродуманность правовых норм, а также полное бездействие Минюста как органа, призванного регулировать деятельность государственных регистраторов, привели в октябре 2021 года к хаосу.

Этому способствовало и наказание за непредоставление этой информации в виде штрафа от 17 тыс. грн до 51 тыс. грн. В результате за два дня до истечения конечного срока подачи информации юрлицами Верховная Рада, опять-таки в турборежиме, проголосовала за продление сроков с 3-х месяцев до одного года.

Именно поэтому законопроект №6320 фактически призван исправить правовой хаос, созданный при принятии монобольшинством законопроектов в турборежиме.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
 

Комментарии