Как дочерние компании НАК Нафтогаз разворовывают бюджетные деньги.
Как вы помните, многомиллионные премии главы НАК Нефтегаз Коболева и компании за победу в суде над Газпромом – были оправданы высокой эффективностью работы менеджеров госкорпорации. Однако даже поверхностный анализ схем, которые используются в работе дочек Нефтегаза на внутреннем газовом рынке указывают – что НАКу не обязательно побеждать Газпром, чтобы экономить бюджетные деньги. Дочерние компании Нефтегаза манипулируют ценами на газ, что позволяет совершать хищения при поставках бюджетным предприятиям. Поэтому если руководство НАКа хочет получать премии - то логично было бы делать раскрывая подобные схемы.
В качестве первого примера мы проанализировали тендеры дочки НАК ООО «Львовгаз сбыт» и установили, что компания нарушает закон о публичных закупках и с помощью завышения цен выводит деньги с государственных и коммунальных предприятий ООО «Львовгаз сбыт» является поставщиком природного газа для всех бытовых потребителей Львовской области, а также промышленных и бюджетных учреждений данной области. Учредителем данной компании является ПАО «Львовгаз», которым в свою очередь владеет НАК «Нафтогаз Украины».
По состоянию на 1 января 2018 года «Львовгаз» являлся убыточным предприятием, и его потери составили 652,7 млн гривен. Но несмотря на нерентабельность - директор Львовгаз в 2015 году приобрел дорогостоящий автомобиль за средства компании.
Обе компании ООО «Львовгаз сбыт» и ПАО «Львовгаз» зарегистрированы по одному юр. адресу г. Львов, ул. Золотая, дом 42. Фактически до появления ООО «Львовгаз сбыт» все функции, связанные с поставками и распределением газообразного топлива, выполнял ПАО «Львовгаз», включая обслуживание трубопроводов.
Постановлением НКРЕКП в июне 2015 года лицензия ПАО «Львовгаз» о предоставлении услуг по газоснабжению всем категориям потребителей была аннулирована, после чего избран новый поставщик газа бытовым потребителям - ООО «Львовгаз сбыт», на который путем махинаций выводятся средства за реализованный газ НАКа.
Итак, рассмотрим операцию «Львовгаз сбыт» по поставке природного газа на 2018 год для потребностей национального университета «Львовская политехника» в общем объёме 3 млн. 70 тыс. куб. метров газа.
Аукцион изначально выиграла абсолютно другая компания - ООО «Паливторг», но в дальнейшем в связи с существенным ростом цены на природный газ отказалась от подписания договора. Цена которую сначала предложил «Паливторг», а после отказался составила - 729 гривен за 1 000 куб. м. газа.
На тот момент (декабрь 2017года) рыночная цена газа согласно прейскуранта цен НАК «Нафтогаз» составляла 9 918,00 гривен за 1 000 куб.м.газа. Таким образом такое решение данной компании кажется очевидным и логичным.
Следующим шло предложение ООО «Львовгаз сбыт», согласно которому цена за 1 000 куб.м. газа составила 8 730 гривен, что на 1 гривну больше цены «Паливторг». ООО «Львовгаз сбыт» не испугала а ни предложенная не рыночная цена газа, а ни возможный рост цен. И 16 января 2018 года между заказчиком торгов - НУ «Львовская политехника» и ООО «Львовгаз сбыт» был подписан договор на поставку природного газа с февраля 2018 года.
На момент подписания договора рыночная цена природного газа составляла 10 732,80 гривен за 1 000 куб. м. газа. 23 января 2018 года ООО «Львовгаз сбыт» повышает цену газа на 10% до -9 602,60 гривен за 1 000 куб.м., даже не соизволив сослаться на норму закона которая позволяет данное повышение.
Отгрузка газа в январе 2018 года по данному договору не происходила, а в дополнительном соглашении поднятие данной цены планировалась с февраля 2018 года.
Однако уже в конце января 2018 года дополнительным соглашением №2 ООО «Львовгаз сбыт» снова повышает цену на 10% с февраля 2018 года.
После чего рост цены составляет 20% от предложенной на тендере, что полностью противоречит закону «Про публичні закупівлі» (ст. 36):
* зміни ціни за одиницю товару не більше ніж на 10 відсотків у разі коливання ціни такого товару на ринку, за умови, що зазначена зміна не призведе до збільшення суми, визначеної в договорі
31 января 2018 года подписывается очередное дополнительное соглашение № 3 с еще одним поднятием цены на 10%. Хочу обратить внимание что все три соглашения вступают в силу с 1 февраля 2018 года. Другими словами происходит разовое поднятие цены на 30%, поскольку соглашение 1 и 2 не выполнялись по причине отсутствия поставки в январе 2018 года.
Теперь цена природного газа с 1 февраля 2018 года составляет 10 729,92 грн. за 1 000 куб. м. газа, и фактически по ней планируется отгрузка газа по подписанному договору. Правда неплохой навар?
Стоит упомянуть что в результате повышения цены годовой запланированный объем потребления газа снизился - с 3 млн. 70 тыс куб метров до 2 млн. 497 тыс куб метров, поскольку согласно ЗУ «Про публичные закупки» изменение цены возможно без увеличения суммы бюджетных средств, указанных в договоре.
Самое интересное происходит в феврале 2018 года – когда рыночная цена НАК «Нафтогаз Украины» падает и составляет 10 141,20 грн. за 1 000 куб м. газа.
ООО «Львовгаз сбыт» осуществляет закупку природного газа у НАК Нафтогаз Украина, и если учесть безосновательное повышение цены с февраля 2018 года – они обязаны были снизить цену как минимум до рыночной, тем более что п.5 р.4 ст. 36 Закона это прямо предусматривает.
Но этого не происходит. А происходит хищение бюджетных средств за поставленный природный газ в феврале 2018 года. В марте 2018 продолжает падение рыночной цены газа и она составляет – 8 889,60 грн. за 1 000 куб.м. газа.
По минимальным подсчетам за февраль месяц завышение цены ООО «Львовгаз сбыт» составило минимум 1 127,32 грн. за 1 000 куб. м., а при указанном плане потребления газа на общую сумму 721 484,80 грн. Понимая что такие объемы хищения могут привести к уголовным делам, в апреле месяце (задним числом) ООО «Львовгаз сбыт» понижает цену с 01 марта 2018 года до 10 379,92 грн. за 1 000 куб.м.
Но поскольку роста цены природного газа с января 2018 года не происходило, то завышение цены за март все равно составило 777,32 грн. за 1 000 куб. м., а исходя из планового объема – общая сумма хищения составила 396 433,20 грн. Изложенная информация вполне может быть основой как для служебного расследования НАК, так и для проверки МВД Украины, а также Аудиторской службой Украины, - поскольку происходит нарушение основных требований ЗУ «Про публичные закупки».
Комментарии