Депутаты хотят полностью снять мораторий на проверки предприятий с высокой степенью риска

Депутаты зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №5809: «О внесении изменений в Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (относительно проведения проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска)».

Инициаторы — народные депутаты Сергей Шахов, Сергей Вельможный, Александр Сухов.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что Донецкая и Луганская области находятся в техногенной опасности из-за концентрации на предприятиях региона потенциально опасных объектов, и прекращения работ на них.

На территории подконтрольной украинскому правительству функционирует 43819 объектов субъектов хозяйствования:

  • Донецкая — 32 719 предприятий; 
  • Луганская — 11 100 предприятий.

Из них 2 243 потенциально опасные объекты (Донецкая — 1671 и Луганская — 572), а также 304 объекта повышенной опасности: Донецкая — 196 и Луганская — 108.

Промышленность базируется на предприятиях металлургической, химической, угольной отраслей, а также энергетического и машиностроительного комплексов. Есть сеть магистральных продуктопроводов. В большом количестве производств используются опасные вещества. В случае возникновения аварий, в зоне чрезвычайной ситуации может оказаться большое число людей.

В соответствии с возложенными задачами, Госслужба по чрезвычайным ситуациям осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением и выполнением требований законодательства в сфере гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с законодательством.

С принятием закона «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», с 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей введен мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования. Кроме внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска. Что привело к существенному ограничению реализации государственной политики в сфере пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты, надлежащего контроля за состоянием пожарной безопасности и техногенной безопасности на объектах субъектов хозяйствования.

Уменьшение количества проверок привело к увеличению количества пожаров на территории этих областей, росту числа погибших и травмированных на пожарах и к увеличению материального ущерба.

Количество пожаров растут с 2014 года. А за период с 2014 по 2019 годы среднее количество пожаров составила около 8000: Донецкая — 5000 и Луганская — 3000. А в 2020-ом эта цифра увеличилась на 44% до 11 511: 

  • Донецкая —  6868 случаев; 
  • Луганская — 4643 случаев.

Из-за них в 2020 году погибло 180 человек и были травмированы 200 (из них трое детей).

Нанесены прямые материальные убытки в размере 544 млн. гривен: Донецкая — 87 млн гривен и Луганская — 457 млн гривен.

Кроме того, в 2020 году на территории областей возникало 262 пожара на объектах субъектов хозяйствования. Что стало самым высоким показателем за годы введения в действие норм ст. 3 закона «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции».

Количественные показатели последствий пожаров, возникших в течение января - июня 2021 указывают на сохранение всех этих тенденций.

Целью законопроекта является реализация государственной политики в сфере пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты, надлежащего контроля за состоянием пожарной безопасности и техногенной безопасности на объектах субъектов хозяйствования, а также уменьшение количества пожаров и погибших.

Чтобы всего этого достичь, авторы законопроекта предлагают снять общий мораторий на проверки в отношении субъектов хозяйствования, которые отнесены к предприятиям с высокой степенью риска. Сейчас их можно инспектировать лишь в плановом режиме.

По мнению законодателей, это поспособствует:

  • повышению уровня пожарной безопасности в области, эффективному обеспечению противопожарной защиты населенных пунктов и населения;
  • достижению достаточного уровня безопасности объектов в сфере пожарной и техногенной безопасности;
  • повышению уровня защиты от пожаров предприятий и населенных пунктов области;
  • повышению уровня защиты от пожаров сельских населенных пунктов, объектов аграрного сектора экономики;
  • снижению рисков возникновения пожаров и угроз опасных для жизни и здоровья граждан, созданию благоприятных социальных условий жизнедеятельности населения, уменьшению воздействия опасных факторов пожаров на окружающую среду;
  • уменьшению на предприятиях и в населенных пунктах количества пожаров, гибели и травмирования на них людей, экономических потерь и материального ущерба от их последствий;
  • своевременному выявлению очагов возгораний, оповещению о них людей и подразделений пожарной охраны, внедрению и модернизации систем противопожарной защиты;
  • совершенствованию противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, внутренних противопожарных водопроводов, естественных и искусственных водоемов, других инженерных сооружений и т.п.);
  • повышению качества подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Но в сухом остатке имеем лишь снятие ограничений на проведение проверок, причем с непредсказуемым эффектом от всего этого. 

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua
 

Комментарии