Дубинский требует, чтобы кандидатов на должности украинских судей отбирал Высший совет правосудия без давления международных доноров

Международные доноры или финансово-кредитные организации не должны финансировать деятельность Этического совета (ЭС), который планируется создать при Высшем совете правосудия, согласно законопроекту №5068 «О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении порядка избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия». 

Этический совет — орган, без рекомендации которого не может быть избран (назначен) ни один член в Высший совет правосудия, а Высший совет правосудия, в свою очередь, осуществляет отбор кандидатов на должность судей.

Иностранных средств здесь быть не должно. В противном случае это еще сильнее ударит по суверенитету Украины и независимости ее судебной системы, считает народный депутат Александр Дубинский.

Нардеп внес ряд правок в законопроект №5068, который был принят в первом чтении 19 мая 2021 года (245 голосами), который сейчас дорабатывается и готовится ко второму чтению.

В частности, Дубинский внес правки, запрещающую финансирование деятельности Этического совета и его секретариата из иностранных источников. Средства должны выделять исключительно из госбюджета Украины, тем самым минимизируя ущерб для суверенитета страны и влияние на независимость итак достаточно уязвимой судебной ветви власти.

Также нардеп настаивает на расширении состава ЭС. Он убежден, что тот не может формироваться по схеме 3 + 3: три украинских судьи (или судьи в отставке) и три  международных эксперта, чтобы международное участие не было доминирующим и основополагающим. Поскольку ни одно решение ЭС без одобрения всех трех международных экспертов принято быть не может. 

Украинские интересы должны стоять на первом месте. Потому Александр Дубинский внес правки, согласно которым Этический совет будет формироваться из 9 человек: 3 судьи + 3 международника + 3 представителя от конференции прокуроров Украины. Такой подход защищает суверенные интересы украинских граждан.

При этом кворум для принятия ЭС решений устанавливается при наличии 6 членов ЭС, а не 4-х, как предполагалось ранее. А решение считается принятым при положительном голосовании 4 членов Этического совета.

К тому же Дубинский инициирует отмену ряда непрозрачных и непонятных требований к членам ЭС, которыми можно было бы легко манипулировать:

  • Разрешение в законопроекте назначать в члены Этнического совета лиц, имеющих более 10 лет опыта судейства по делам, связанным с коррупцией или прокурорского опыта за границей. Заменили это требование на «украинский опыт».
  • Условие по назначению в ЭС лиц с «общественным авторитетом». Его нужно изъять и законопроекта, поскольку «общественный авторитет» не имеет четких критериев, и наличие такого требования будет служить основанием для злоупотреблений.

Еще один важный момент: Дубинский настаивает на том, чтобы из Этического совета увольняли в случае привлечения к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Что очень важно для борьбы с коррупцией в Украине (по нынешней версии документа, для отставки нужен приговор суда, привлечение к уголовной ответственности).

Другой нюанс касается правил работы ЭС. Нардеп Дубинский потребовал, чтобы в законопроекте были четко изложены критерии доброчестности, по которым Этический совет будет отбирать кандидатов в Высший совет правосудия. Нужна полная прозрачность в этом вопросе, чтобы не было злоупотреблений и передергиваний. К тому же важно, чтобы в числе критериев были честность, незаангажированность, независимость и т.д.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии