Электронные трудовые книжки могут появиться в Украине с мая 2021 года. Какие правила утвердила Рада

В конце прошлой недели Верховная Рада приняла в целом законопроект №3623: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме». В первом чтении документ проголосовали еще 2 сентября 2020 года.

В декабре 2020 года Главное юридическое управление парламентского аппарата внесла замечания, поскольку выявила ряд несоответствий: положение законопроекта не в полной мере соответствовало поставленной цели, а также в нем отсутствовал комплексный подход к решению данного вопроса:

  • Сохраняется ныне действующий порядок учета трудовой деятельности работников, в том числе, впервые принимаемых на работу после вступления в силу проекта, путем внесения соответствующих записей в трудовую книжку (по желанию работника). Соответственно, копия трудовой книжки определяется как один из документов, подтверждающих трудовую деятельность лица, фактически предусмотренного действующим законодательством.
  • Не регулируется вопрос о свидетельстве об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является «единым для всех видов общеобязательного государственного социального страхования, документом строгой отчетности, подтверждающим право застрахованного лица на получение услуг и материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию». Согласно действующим положениям ст. 16 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», застрахованное лицо имеет право получить в установленном законодательством порядке свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, а также обязано предъявлять указанное свидетельство по требованию страхователя, должностных лиц исполнительных органов Пенсионного фонда. Однако, фактически на сегодня указанное свидетельство не выдается.

Законопроект вступит в силу через три месяца после публикации: предположительно в мае 2021 года, кроме отдельной нормы, которая начнет действовать в феврале.

Законопроектом предусматривается:

  • Установить пятилетний переходный период для включения в госреестр сведений из бумажных трудовых книжек о трудовой деятельности работника.
  • Определить, что внесение сведений о трудовой деятельности в государственный реестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда в виде сканированных или оцифрованных копий, предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т.п.), осуществляется работником и работодателем с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи.
  • Установить, что после внесения сведений о трудовой деятельности работника в госреестр, работодатель обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки ему на руки под роспись. При этом также предусмотрена обязанность работодателя вносить по требованию работника в бумажной трудовой книжки записи о приеме на работу, переводе и увольнении.
  • Ввести возможность автоматического назначения пенсии (без личного обращения лица) с сохранением за лицом права отсрочки выхода на пенсию.

Страховой стаж будет исчисляться по данным, содержащимся в реестре застрахованных лиц государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. В том числе данными о трудовой деятельности работников, внесенных в соответствии с законом о ЕСВ, за периоды, за которые не внесены данные в реестр застрахованных лиц в госреестр соцстраха. В порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.

Назначение пенсии по возрасту будет осуществляться автоматически (без обращения лица) в случае получения застрахованным лицом права на назначение пенсии по возрасту по достижении пенсионного возраста, предусмотренного ч.1 ст. 26 нового закона. На основании сведений, имеющихся в системе персонифицированного учета, если до достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 закона, лицо не сообщило о желании получать пенсию с более позднего возраста.

В случае отсутствия в системе персонифицированного учета сведений о страховом стаже, необходимый для назначения пенсии по возрасту (в том числе за периоды до внедрения системы персонифицированного учета), территориальный орган Пенсионного фонда информирует застрахованное лицо. В том числе через его личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда об отсутствии таких сведений и необходимость их представления (при наличии). Документы о страховом стаже могут быть поданы в территориальный орган ПФУ или через личный электронный кабинет на веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии