«Разрозненный набор высокооплачиваемых дилетантов» убивает «Укрзализныцю». Ключевые выводы следственной комиссии по проверке УЗ

Бездеятельность высших органов управления «Укрзализныци» привела к значительному ухудшению технического состояния и основных производственных показателей «Укрзализныци». Об этом говорится в отчете временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады по вопросам проверки и оценки состояния УЗ.

По всему видно, что отчет постараются замолчать или сделать его максимально незаметным в период отпусков. Dubinsky.ua ознакомился с ним, чтобы понять, чем полгода занималась ВСК.

Ключевое заключение следственной комиссии — правление госкомпании, ее наблюдательный совет, Кабмин не выполняли надлежащим образом свои обязанности. Зарплаты и вознаграждение получали, но не делали свою работу как следует. Всевозможные Сергеи Лещенко и им подобные. Хотя огромные деньги получают с завидной регулярностью: например, член набсовета УЗ Лещенко совсем недавно (9 июля 2021 года) получил очередную выплату в 332,1 тыс. грн/мес., но не отработал ее. Сообщений о том, что он что-то вернул тоже не поступало.

В отчете временной следственной комиссии Верховной Рады есть раскладка по эффективности работы разных органов «Укрзализныци».

Правление АО «Укрзализныця»: 

  • В 2020 г. проведено 118 заседаний правления, на них рассмотрено 673 вопроса, 509 из которых (76%) являются второстепенными и формальными. Их решение не входит в полномочия правления, и может быть делегировано филиалам или департаментам.
  • Не рассматривалось ни одного вопроса по результатам проверки хозяйственной деятельности филиалов, хозяйств, департаментов или должностных лиц в 2020 году.
  • Не рассматривалось вопросом о выполнении решений или поручений общего собрания или наблюдательного совета.
  • Работа членов правления дублируется директорами по аналогичным сферам деятельности.

В своем выводе о деятельности правления ВСК написала следующее: 

«Таким образом ВСК вынуждена констатировать, что текущий состав правления — это не команда профессионалов единомышленников, которая целенаправленно работает в пользу АО «УЗ» и национальной экономики, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль».

Наблюдательный совет:

  • Отсутствует планирование работы как того требует устав АО «Укрзализныця» в части перечня вопросов, выносимых на рассмотрение. Поэтому вопросы, требующие длительной подготовки, на заседаниях не обсуждаются. 

Из рассмотренных 179 вопросов: 

  • 41% — это мелкие кадровые, внутренне организационные и структурные вопросы; 
  • 13% — вопросы работы с заимствованиями.

По мнению ВСК, большой ошибкой является применение коллегиального исполнительного органа управления, которым является наблюдательный совет, без определения персональных КПЭ (ключевых показателей эффективности) и сфер личной ответственности его членов для АО «УЗ», а на период реформирования особенно.

В своем выводе о деятельности набсовета ВСК заявила: 

«ВСК таким образом вынуждена констатировать, что текущий состав наблюдательного совета — это группа высокооплачиваемых людей, которые никоим образом не влияют на состояние АО «УЗ», не контролирует и не регулирует деятельность исполнительного органа, и, при этом, не отвечает за свое бездействие. ВСК считает, что в таком виде и в таком составе наблюдательный совет подтвердил свою недееспособность». 

Действия Кабмина выливались в следующее:

  • Занижение тарифов — из-за чего перевозки осуществляются ниже себестоимости. Одновременно происходит удваивание налоговой нагрузки.
  • Отсутствие контроля над реформированием ключевой для экономики государства отрасли.
  • Назначение некомпетентного, неспособного управлять перевозочным процессом и осуществлять реформы, состава правления и наблюдательного совета.
  • Бесконтрольность деятельности правления и наблюдательного совета.

Из вышеперечисленного следственная комиссия выявила огромный ущерб:

  • Эксплуатационный грузооборот, который описывает реально выполненную работу и соответствующие финансовые поступления, и расходы сократился по сравнению с 2015 почти на 12%, утрачено 22,3 млрд т-км нетто.
  • Транзитные перевозки сокращены по сравнению с 2015 почти в 2 раза, утрачено 12,3 млрд т-км. Зато увеличены на 12,5% малорентабельные перевозки пустых вагонов.
  • Провозная способность сети железнодорожного транспорта ухудшилась в 2,5 раза в большей степени из-за хронического невыполнения планов инвестиций, с 2016 года фактические объемы инвестиций были в 2,4-2,9 раз меньше запланированного.
  • Доходность перевозок 1 т груза на 500 км для АО «Укрзализныця» сократилась в 2020 относительно 2012 на 33%, а для отдельных видов грузов, снижение было еще более существенным.
  • За последние 5 лет из-за бездействия председателей правления и наблюдательного совета общества, бесконтрольность министров инфраструктуры том числе и ныне действующих, АО «Укрзализныця» недополучила более 17 млрд грн доходов от предоставления в пользование своих вагонов из-за заниженного в 2,5-3 раза тарифа вагонной составляющей.
  • В ходе проверки ВСК установлен ряд грубых нарушений действующих нормативно-правовых актов, которые носят массовый характер, существенно ограничивают права грузовладельцев и генерируют коррупционные риски.
  • Выявлено грубое нарушений действующих нормативно-правовых актов, которые носят массовый характер, которые существенно ограничивают права грузовладельцев и генерируют коррупционные риски. Как, пример, неправомерное взыскания двойной оплаты за обслуживание так называемых «малодеятельных станций», где установили двойную плату за подачу и уборку грузовых вагонов и сопутствующие работы.
  • Мининфраструктуры последние 5 лет не компенсирует социально-важные пассажирские перевозки, которые значительно ниже их себестоимости и за которые государство обязано возмещать средства.
  • Эксплуатации парк пассажирских вагонов дальнего сообщения АО «Укрзализныця» сократился за последние 5 лет на 1005 единиц или на 26%.
  • В течение 5 лет эксплуатируемый парк пригородного подвижного состава сокращен почти на 700 вагонов или на 22%.
  • Правлением и наблюдательным советом АО «Укрзализныця» реализуется политика свертывания пригородных пассажирских перевозок.
  • Полная бездеятельность правления и наблюдательного совета АО «Укрзализныця» относительно обеспечения получения реальной выручки от пригородных перевозок и компенсаций за перевозку льготных граждан. Расходы от перевозок во внутреннем сообщении (исключая «Интерсити +») превысили доходы от них на 77% в 2016 и на 98% в 2019-ом.
  • Последние 5 лет основные железнодорожные фонды почти не обновлялись. Техническое состояние большинства из них, в частности подвижного состава и путей, доведено до непригодного. С 2015 по 2020 год стоимость основных фондов УЗ сократилась на 30,9 млрд грн или на 14,8%.
  • Расходы на ремонт подвижного состава капитального характера ранее вполне правомерно относились на себестоимость перевозок, а с 2017-го начали финансироваться за счет капитальных вложений. Операционные расходы были сокращено манипулятивно. В итоге сокращение операционных расходов составило около 2 млрд грн в год. На такую же сумму правления лишило АО «Укрзализныця» собственных источников капвложений в обновление основных фондов и создало видимость прибыльности.
  • Проверкой выявлены факты преступного бездействия в части использования «дешевых» кредитных ресурсов МФО, которые принесли обществу убытки в особо крупных размерах.
  • В частности, распоряжением Кабмина от 31.10.2018 №831-р было согласовано привлечение ПАО «Укрзализныця» долгосрочного кредита с ЕБРР на $150 млн для реализации проекта «Приобретение подвижного состава», предусматривающего приобретение грузовых вагонов. Кредитное соглашение между АО «Укрзализныця» и ЕБРР заключено 09.11.2018, но в течение более 1 года реализовано не было, и 31.12.2019 отменено.
  • При этом, АО «Укрзализныця» выплатила в пользу ЕБРР, по условиям кредитного соглашения, комиссию и другие платежи на сумму $2,8 млн.

Из-за нераспорядительности лично председателя правления УЗ Евгения Кравцова и члена правления Ивана Юрика железнодорожному предприятию были нанесены прямые убытки в объеме $2,8 млн.

  • С 2016 года АО «Укрзализныця» финансирует ремонт переданных ему основных фондов в 2,4-2,9 раза меньше потребности, искусственно сокращает таким образом операционные расходы в среднем на 8,2 млрд грн в год. Таким образом, правление и наблюдательный совет АО «Укрзализныця», Мининфраструктуры ежегодно представляют на утверждение правительства, как элемент финплана, заниженные расходы на 63% или на 8,2 млрд грн. Это плановые затраты на ремонт основных фондов.
  • В 2015 году в уставной капитал АО «Укрзализныця» было передано 3847 локомотивов, из которых в рабочем состоянии находилось 2699 единиц или 67%. За пять лет инвентарный парк сокращен на 296 ед. или на 8%, а рабочий — на 674 ед. или на 25%.
  • Из-за системного недофинансирования 41% эксплуатационного парка пассажирского подвижного состава требует разных видов ремонтов.
  • На производственные подразделения «вагонный участок станции Киев-Пассажирский» (филиала «Пассажирская компания») приходятся предприятия с самым большим объемом стирки и глажки белья. Но из 15 единиц прачечного оборудования сразу 12 неисправные. А на производственном подразделении «вагонный участок Харьков» (филиала «Пассажирская компания») из 13 единиц прачечного оборудования 10 находятся в неисправном состоянии. Полностью отсутствуют сервисные договоры на прачечное оборудование с февраля-марта 2021.
  • Инфраструктура АО «Укрзализныця» содержится и обновляется ненадлежащим образом. Начиная с 2016 расходы на ее ремонт и обслуживание безосновательно сокращены по сравнению с 2012 г. в 3,5 раза и пр.

Как итог: вследствие бесхозяйственной деятельности руководства АО «Укрзализныця общая стоимость отложенных ремонтов, восстановительных работ капитального характера в действующих ценах по состоянию на I кв. 2021 составила астрономическую сумму, сопоставимую с годовым доходом АО «Укрзализныця» сумму — 73,70 млрд грн. Из которых 38,5 млрд грн — накоплены за последние 5 лет.

В критическом состоянии находится парк локомотивов и электропоездов, более 50% которых эксплуатируются в непригодном для этого техническом состоянии. На краю исчезновения оказался парк грузовых вагонов и дизель-поездов. Меньше пострадала от такой «разрухи» инфраструктура. Благодаря снижению интенсивности износа из-за сокращения объемов перевозок. Однако возвращение ей способности полноценно обеспечивать перевозочный процесс требует колоссальных средств.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии