«Укравтодор» дорого одолжил за границей $700 млн, которые впоследствии могут повесить на госбюджет — на плечи народа

Строительство и ремонт дорог все сильнее загоняет Украину в долговую яму. Мининфраструктуры сообщило, что Агентство автомобильных дорог «Укравтодор» разместило 7-летние еврооблигации на $700 млн под 6,25% годовых.

По «длине» бумаг понятно, что гасить их будет, скорее всего, новое правительство и новый президент. В общем новая власть, которая может потом народу рассказывать «о предшественниках».

Цена размещения бондов (6,25%) оказалась даже немного ниже стоимости суверенных бумаг Украины, достигнутой в ходе последнего доразмещения в конце апреля 2021 года: тогда правительство продало 8-летних еврооблигаций на $1,25 млрд под 6,875% годовых. 

Но успех внешних бумаг «Укравтодора» объясняется двумя факторами: 

  • Во-первых, уменьшением внешнеполитических рисков Украины после снижения напряженности на Донбассе и на нашей границе с Россией, а также после переговоров президентов США и РФ.
  • Во-вторых, государственной гарантией, которую получили бонды Агентства автомобильных дорог. Если бы ее не было, доходность точно была бы намного выше. Ведь предприятие «Укравтодор» завершило 2020 год с убытком 116,5 млн грн, и в принципе не блещет какими-то финансовыми успехами. То есть точно не является привлекательным заемщиком, которого бы с радостью кредитовали внутренние или внешние кредиторы. Но за ним стоит госгарантия, а значит госбюджет, и поэтому ему готовы одалживать.

Это, кстати, может оказаться большой проблемой в будущей. Если у «Укравтодора» не будет хватать средств на обслуживание/погашение его долгов, и по еврооблигациям в том числе, то за него будет рассчитываться госбюджет (Минфин уже рассчитывался за компании бывшего президента Петра Порошенко, так что примеров хватает). То есть налогоплательщики. 

За что именно будут платить люди — качественные дороги по всей стране или за тотальную коррупцию/воровство и повсеместный распил денег — мы скоро поймем. Хотя предпосылки не очень хорошие судя по обыскам правоохранителей, устраиваемым в подразделениях госкомпании. 

Министр инфраструктуры Александр Кубраков гордо заявил, что спрос на еврооблигации «Укравтодора» составил почти $2,4 млрд, и было решено выбрать $700 млн из этого объема.

Впрочем, это приятно удивляет и поражает только не искушенного в финансах Кубракова. Хотя на самом деле ничего ошеломляющего во всем этом нет. Ведь Федеральная резервная система США позавчера сохранила размер своих ставок на уровне 0-25% годовых, и пообещала подумать об их повышении не раньше 2023 года. Это значит, что долларовый ресурс остается очень дешевым. 

При этом активно растет инфляция, не только у нас, но и по всему миру. ФРС ухудшил свой прогноз по этому индексу для США на 2021 год с 2,2% до 3%. Именно поэтому западные спекулянты активно покупают долговые бумаги на развивающихся рынках — чтобы защитить накопленный доллар от инфляции и побольше на нем заработать.

В такой ситуации, 6,25% по гарантированным государством еврооблигациям — не слишком дешево.

А для Украины, в которой население получает по своим долларовым вкладам 0-0,9% годовых, это еще очень дорого. Непонятно, почему госбанки не объединятся в консорциум и не пригласят в него банки с иностранным капиталом (там находится крупный объем бесплатных валютных вкладов), чтобы организовать «Укравтодору» синдицированный кредит в долларе под 3-4% годовых. 

Так можно было бы сэкономить бюджетные средства. Однако это никому не нужно, и никто не готов корпеть над сложным продуктом. Намного проще взять средства за границей оптом и переплатить.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии