Депутаты хотят утвердить предварительный отчет ВСК по «вагнергейту», новое повышение налогов и упрощенную приватизацию авиазавода в Харькове

Сегодня, 30 ноября, на пленарное заседание Верховной Рады выносится 18 вопросов, из которых стоит выделить три наиболее важных и резонансных. 

Во-первых, это проект постановления №6324 от 19 ноября 2021 года, который касается деятельности Временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады в отношении так называемого «вагнергейта» и «Иловайской трагедии». Документ имеет длинное название: «О промежуточном отчете Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию возможных противоправных действий представителей органов государственной власти и других лиц, которые могли способствовать нарушению государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Украины и представлять угрозу национальной безопасности Украины». 

Проектом постановления №6324 предлагается утвердить предварительный отчет данной ВСК и продлить ее работу до мая 2022 года — это конечный срок ее функционирования.

Если обобщить основные выводы следственной комиссии, то получится следующее:

  1. Спецоперация по задержанию российских боевиков украинской разведкой была, хотя высшее руководство страны и отрицало ее наличие. Активные мероприятия спецоперации осуществлялись только разведкой и контрразведкой Украины. Без привлечения спецслужб США, Турции, Великобритании, Израиля и пр. В ходе спецоперации были задокументированы лица, которые могли иметь отношение к частным военным компаниям, принимавшим участие в боевых действиях на Востоке Украины против нашей армии с первой половины 2018 года по начало 2020-го под брендом ЧВК «МАР» и с легендой об охране нефтяных объектов в Сирии и Ливане.
  2. ВСК не установила лиц, виновных в срыве спецоперации по задержанию российских боевиков, подозреваемых в участии в боевых действиях против украинской армии. Следственная комиссия не нашла подтверждений тому, что Президент давал распоряжение Главному управлению разведки Минобороны Украины на отсрочку операции с 25 июля на 30 июля, из-за чего наши спецслужбы не смогли задержать подозреваемых (29 июля их арестовали спецслужбы Белоруссии).
  3. ВСК не установила источники распространения сведений о спецоперации.
  4. ВСК намерена продолжить расследование по «Иловайской трагедии».

Второй важный документ дня — это законопроект №5600, которым поднимается ряд налогов. Документ несколько месяцев муссируется в Раде и корректируется. Его преподносили народу как «антиолигархический», но после переделали в проолигархический — он снижал налоговую нагрузку для крупного бизнеса, хотя и был направлен на латание бюджетных дыр. Получалось, что одной рукой глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия с коллегами лоббировали налоговые льготы для табачного и игорного бизнеса (сокращали поступления в госбюджет) и помогали другим олигархам. А другой — ужесточали налогообложение небольшого бизнеса и населения. Например, по части покупок недвижимости.

Счетная палата выявила в законопроект №5600 резервов на 32,7 млрд грн, в том числе на 11 млрд грн — от акциза на табачные изделия.

В том числе лоббисты предлагали сократить ренту от добычи железных руд за счет вычитания из налоговой базы логистических затрат по Украине до порта Южный (фиксированные $10 на 1 тонну), а также при международных перевозках от порта Южный до порта Циндао (Китай) на основании биржевых котировок. Так предполагалось уменьшить налогообложение на $25-30 на тонне руды.

Но сегодня будет обсуждаться возврат к первоначальной базе налогообложения, то есть налогообложение без уменьшения суммы на стоимость логистики — на вышеупомянутые $25-30 на тонне. Если учесть, что в Украине в среднем добывается 72 млн тонн железной руды. То понятно, что при средней биржевой цене около $90 на 1 тонну (индекс IODEX 62% Fе CFR China), ставке налога 3,5% и курсе 27 грн/$ олигархи потеряют на увеличении налоговой базы порядка 1,5 млрд. грн в год. Это около 20 грн на каждой тонне руды.

ruda_1.jpg

Третий законопроект дня — это №5799, который предполагает упрощенный порядок приватизации Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП). Ранее этот завод выпускал пассажирские, транспортные, военные самолеты, но позже был перепрофилирован под крылатые ракеты. Сейчас он находится на грани закрытия.

Однако нельзя забывать, что в сентябре 2020 года в первом чтении монобольшинством был принял законопроект №4020, которым ХГАПП отнесли к предприятиям, не подлежащим приватизации. Его только можно преобразовать в хозяйственное общество. А теперь «слуги» (нардеп Игорь Копытин с коллегами) вносят законопроект №5799, которым эта самая приватизация не только разрешает, она еще максимально упрощается. 

А именно:

  • Процесс приватизации хотят запускать без прохождения обязательных по действующему законодательству процедур, таких как инвентаризация и оценка. А также аудит, и экологический аудит в том числе.
  • Приватизацию крупного завода предлагают провести по упрощенной процедуре, как объекта малой приватизации. Невзирая на то, что ХГАПП таким точно назвать нельзя.
  • Приватизацию хотят провести без согласования с Антимонопольным комитетом, хотя его покупателями могут быть действующие участники авиарынка, что может привести к монополизации.
  • Покупатель харьковского авиазавода может получить в аренду на 49 лет за 1 грн большую инфраструктуру: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, системы посадки, наземные средства связи, навигации, наблюдения, другие элементы аэродромов, обеспечивающие безопасность полетов. Невзирая на то, что действующее законодательство запрещает аренду таких объектов и передачу их в частные руки.
  • Авторы законопроекта добиваются списания налоговых долгов ХГАПП и установление для предприятия моратория по уплате налогов — серьезной налоговой льготы. А также просят списать задолженность по облигациям под государственные гарантии. Это значит, что по долгам завода рассчитается бюджет, то есть народ Украины. 

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии