Госбюджет-2022, закон об олигархах, раздача украинских паспортов и проценты на деньгах политических партий. Что Рада будет рассматривать 2 ноября

Сегодня, 2 ноября, Верховная Рада проведет два заседания: очередное и внеочередное в 16:00. На очередном собираются рассмотреть 10 вопросов.

Ключевой — это проект госбюджета на 2022 год, законопроект №6000. К главному финансовому документу страны было много замечаний и претензий. Совокупно народные депутаты подали 3200 предложений, большинство которых монобольшинство, по обыкновению, не учло: частично во внимание приняли 1455 правок, а 1783 отклонили. Сегодня предложения нардепов собираются рассматривать.

При этом нет никаких гарантий, что кто-то будет следовать букве закона или обратит внимание на заключение Счетной палаты, которая открыто заявила о нарушении законопроектом №6000 Конституции Украины, Бюджетного кодекса, регламента Верховной Рады и пр. 

У аудиторов предостаточно претензий к госбюджету-2022, и с ними не посмотришь. Это откровенный лоббизм в угоду игорному бизнесу, на котором власти обещали украинскому народу зарабатывать для госбюджета по 7,5 млрд грн, однако в законопроекте №6000 предусмотрели сокращение поступлений почти в 10 раз (с 6,7 млрд грн до 762 млн при ожидаемых на конец 2021 года поступлениях на уровне 1,6 млрд грн), это и бесконечные поблажки/уступки для табачной отрасли. 

Счетная палата высчитала, что поступления от табачников занижены на целых 11,3 млрд грн — гигантская сумма в масштабах непредсказуемых последствий пандемии, необходимости увеличения расходов на медицину и многое другое. Обо всем этом решили забыть, а также о том, что Налоговым кодексом с 2022 года на 20% повышаются акцизы на табачные изделия. Производителям сигарет готовят новые льготы вопреки всему и всем, и поступления от них в госбюджет не заложены в нужном объеме, потому что лоббисты успели договориться с Кабмином и главой фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией. 

Они в полушаге от того, чтобы назвать табачную отрасль самой нуждающейся в стране, а сигареты/стики — полезным и социально значимым товаром. Только так можно будет пояснить, почему от него заложено на 3 млрд грн меньше поступлений, чем в 2021-ом при росте акцизных ставок на 20%. Идет откровенный дерибан.

А самое трагичное, что он происходит на фоне колоссальной долговой нагрузки для бюджета. Согласно законопроекту №6000 почти треть средств украинской казны будет уходить нашим кредиторам. На проценты отправят каждую 7-ю гривну бюджета, а также гигантские суммы уйдут на погашение облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), еврооблигаций, кредитов МВФ и прочих международных организаций.

Второй важный законопроект пленарного заседания — это №5599, который называют законом об олигархах. Документ сырой и принимался с нарушением ст. 117 Регламента Верховной Рады, то есть без заблаговременного предоставления нардепам. Принимался в «турборежиме», без соответствующей доработки, и в итоге в тексте оказались взаимоисключающие правки. 

Причем сразу три (№395, №398 и №406), каждая из которых по-своему определяет, кто решает вопрос о признании того или иного лица олигархом. Либо это НАПК (Нацагентство по предупреждению коррупции) по представлению Антимонопольного комитета, либо это председатель НАПК, либо это СНБО (Совет нацбезопасности и обороны) с подачи Кабмина, Нацбанка, СБУ и пр. в нарушение Конституции.

Все три правки были приняты в полной неразберихе в ходе второго чтения, а сегодня депутаты собрались устранять проблемный момент. При этом в воздухе повис вопрос рассмотрения законопроекта №5599 Венецианской комиссией. 10 сентября бывший спикер Дмитрий Разумков отправил туда законопроект об олигархах, а Президент Владимир Зеленский заявил, что он не рассмотрит его до принятия Радой. Однако ВР приняла недоработанный документ, который невозможно выполнять даже при желании, потому в этом бардаке сложно будет разобраться.

На внеочередном заседании Верховной Рады стоит обратить внимание на два законопроекта.

  • Во-первых, на законопроект №5630 «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины», который вносится Кабмином Дениса Шмыгаля. Фактически документом предусматривается введение двойного/ множественного гражданства Украины для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства, что противоречит ст. 4 Конституции Украины.

Свободно давать наше гражданство хотят нескольким категориям иностранцев:

  • несущим военную службу по контракту в Вооруженных силах Украины; 
  • несущим военную службу по контракту в Вооруженных силах Украины и награжденным нашими государственными наградами;
  • имеющим выдающиеся заслуги перед Украиной или представляющим из себя государственный интерес; 
  • политически преследуемым лицам, что подтверждено Министерством иностранных дел Украины, не гражданам государства-агрессора;
  • беженцам или лицам, которым предоставлено убежище в Украине.

Процедуру выдачи украинского паспорта хотят максимально упростить. По сути, для получения нашего гражданства достаточно будет подать лишь Декларацию об отказе от иностранного.

  • Во-вторых, это законопроект №5253-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях в Украине» об усовершенствовании правового регулирования финансирования деятельности политических партий», который подали нардепы Александра Устинова, Ярослав Юрчишин и др. Этим документом политическим партиям позволяют зарабатывать в банках проценты на своих вкладах. Причем, как на средствах доноров, так и деньгах из госбюджета. Одновременно законопроектом почти вдвое увеличиваются пороговые показатели, при которых партию могут лишить госфинансирования при подаче отчетов о его использовании — до 100 прожиточных минимумов (237,9 тыс. грн).

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии