Марченко заявил о запуске косвенных методов налоговых проверок простых украинцев. Dubinsky.ua провел свое расследование по личным расходам министра

Министр финансов Сергей Марченко разразился сегодня громкими заявлениями на предмет внедрения косвенных методов определения доходов населения в Украине. Заявил СМИ, что Минфин начал разработку соответствующего законопроекта.

«Мы сторонники именно этой модели. Это вопрос дискуссионный. Многие не поддерживают косвенные методы определения доходов, боятся фискального давления, еще чего-то. Для меня это нормальная история — когда налоговая может оценить после декларирования прироста состояния кого бы то ни было», — сказал журналистам Марченко.

А также отдельно подчеркнул, что внедрение непрямых методов — это требование Международного валютного фонда:

«Да, у МВФ были замечания относительно закона о добровольном декларировании, в частности, относительно порядка применения. Основное условие МВФ – применение косвенных методов контроля».

Косвенные методы — это сличение расходов и доходов каждого человека. Если он получает официальную зарплату на уровне 10 тыс. грн и с нее платить налоги, но при этом покупает дорогие квартиры и машины, им должна заинтересоваться Налоговая, и потребовать доплатить налоги с неофициальных доходов. Сейчас Минфин хочет написать соответствующий законопроект, которым наделить Государственную налоговую службу соответствующими полномочиями.

Если народные депутаты примут этот законопроект, налоговики смогут приставать чуть ли не к каждому украинцу, и выяснять по средства ли он живет. Что вряд ли будет положительно воспринято обществом, и Марченко наверняка припомнят его слова о том, что косвенные методы «нормальная история» для него.

Dubinsky.ua всегда выступал за ключевой принцип для любого ужесточения налоговых требований — чтобы чиновники проверяли их на себе лично. И только после успешного внедрения среди госслужащих, внедряли их в широких народных массах.

Сейчас Dubinsky.ua провел тот же эксперимент — поднял личные электронные декларации министра финансов Сергея Марченко из реестра Нацагентства по предупреждению коррупции за последние 5 лет. В итоге выявил несостыковки в его личных финансах после покупки элитной иномарки Audi А6 от 2017 года выпуска, в 2018-ом году. Официальных доходов министра не должно было хватить на столь дорогую покупку, которую он изначально брал в лизинг, а уже через год указывал как свою собственность — значит рассчитался по покупке в долг. 

Чтобы не возникало вопросов о происхождении средств у министра финансов Сергея Марченко 40-ка лет от роду, который подавал отчеты в НАПК с 2016 года, Dubinsky.ua поднял все его годовые декларации за последние 5 лет.

ЗА 2015 ГОД:

Сергей Марченко подал первую декларацию в Нацагентство по предупреждению коррупции для работы на позиции заместителя министра финансов. 

Заявил одного иждивенца — дочь Аврору Марченко. А также следующие активы:

  • квартиру в Киеве на 84,6 кв.м., купленную в 2011 году за 574,97 тыс. грн (6,8 тыс. грн/кв.м. при курсе 8 грн/$)
  • автомобиль Honda CR-V 2008 года выпуска, купленный в 2013-ом за 178,2 тыс грн. На тот момент машине было уже 5 лет.

При этом Марченко консультировал разные проекты, в основном работал на иностранные организации, но не в штате. Доходы получал как физлицо-предприниматель (ФЛП, ФОП — укр.). В 2015 году ему платили такие структуры:

  • GIZ Office Ukraine;
  • Bendukidze Free Market Center.

За 2015-й он заявил общий доход от них (доход от предпринимательской деятельности) в размере 839,1 тыс. грн. А также отчитался о том, что получил пенсию от Пенсионного фонда Украины в размере 33,4 тыс. грн (около 2,8 тыс. грн в месяц). Ему на тот момент было 34 года.

Еще Марченко заявил наличные накопления в размере $30 тыс. Не сообщил о средствах на банковских счетах.

ЗА 2016 ГОД:

Марченко по-прежнему отчитывается об одном иждивенце — дочери Авроре Марченко. У него старые активы: 

  • квартира в Киеве на 84,6 кв.м за 574,97 тыс. грн;
  • автомобиль Honda CR-V 2008 года выпуска за 178,2 тыс грн. 

Его доходы выросли до 1,6 млн грн, в них входят как предпринимательские доходы, так зарплата в Минфине.

Наличные накопления сократились до $10 тыс.

ЗА 2017 ГОД:

Этот год оказался самым насыщенным для нынешнего министра финансов Сергея Марченко, если верить его декларации. Его семья увеличилась и появились новые иждивенцы, которых нужно содержать:

  • дочь — Аврора; 
  • жена — Марина;
  • сын — Леонид.

Жена не работала, возможно находилась в декрете. Все 4 человека жили только на зарплату Сергея, она составила за год 857,4 тыс. грн — это почти вдвое меньше, чем годом ранее.

Также он отчитался о крупных расходах на образование своего ребенка — на 385 тыс. грн. Чуть меньше половины годовой зарплаты отца.

При этом наличные сбережения Сергея Марченко не сократились, а выросли с $10 тыс. до $20 тыс. К ним также прибавились наличные жены Марины в сумме $10 тыс.

То есть зарабатывал Марченко меньше, тратил больше (с учетом обучения ребенка и содержания разросшейся семьи), но откладывал денег еще больше. Просто фантастика, в которую верится с трудом, если не думать о коррупции. 

Активов в большой семье Сергея Марченко стало больше, благодаря жилью, которое оказалось у жены Марины. Список выглядел так:

  • квартира в Киеве на 40,3 кв.м. за 767,1 тыс. грн, которая принадлежит жене Марине Марченко;
  • квартира в Киеве на 84,6 кв.м. за 574,97 тыс. грн;
  • автомобиль Honda CR-V 2008 года выпуска за 178,2 тыс грн. 

ЗА 2018 ГОД:

В 2018 году доход Сергея Марченко подрос до 1,1 млн, но не из-за какого-то заметного повышения зарплаты, а в основном из-за продажи старой машины. Он заявил НАПК, что продал 10-летний Honda CR-V за 320 тыс. грн.

То есть в 2013 году купил 5-летнюю, побегавшую с 2008 года машину, за 178,2 тыс грн. А когда ей исполнилось 10 лет, и вырос пробег, даже смог ее продать в 1,8 раза дороже. Кто-то скажет — фантастика. Но для Нацагентства по предупреждению коррупции — это четкие коррупционный риск, поскольку речь идет о подозрительной сделке по завышенной цене.

Эта продажа состоялась 5 апреля 2018 года А уже через два месяца Марченко покупает элитную иномарку. Это Audi А6 от 2017 года выпуска, сделку по которой оформили 1 июня 2018-го. Ее стоимость указана на уровне 1,5 млн грн.

Марченко оформил покупку Audi А6 в лизинг от компании Порше Лизинг Украина. При этом он сообщил о том, что у него больше нет наличных сбережений, намекая, что сменял задекларированные ранее $20 тыс. на машину.

Но математика все равно получается странна: 560 тыс. грн ($20 тыс. по наличному курсу на дату сделки) + 320 тыс. грн (от продажи старой машины) = 880 тыс. грн. На Audi А6 нужно еще 620 тыс. грн.

Но в своем отчете Сергей Марченко пишет, что одолжил у Порше Лизинг Украина под иномарку лишь 448,6 тыс. грн. Это значит, что 171 тыс. грн он взял из текущего семейного бюджета, притом, что был единственным кормильцем у жены и двух детей (супруга не работала). В тот год он получил зарплаты на 777,6 тыс. грн и 31,9 тыс. грн пенсии.

На эти деньги жила семья и отдыхала, в сети можно найти отпускные фото чиновника с женой. Справки по этим и прочим расходам могут навести налоговики, когда применят рекламируемые сейчас Марченко косвенные методы. Пройдутся по расходным чекам, учтут минимальные расходы на такую семью (коммуналка, питание и пр.), и сложат для себя картину.

При этом накопления жены Марины в $10 тыс. брать в расход не должны. Поскольку Сергей Марченко задекларировал их как неиспользованные. 

ЗА 2019 ГОД
 
Если в 2018 году Сергея Марченко заявлял Audi А6 как предмет пользования: тогда она не была выплачена и фактическим хозяином была компания Порше Лизинг Украина. То уже в 2019 году чиновник декларирует ее как свою собственность на 100%, это значит, что он рассчитался по заимствованию, и выплатил всю стоимость иномарки в 1,5 млн грн.

По всему видно, что выплатил очень быстро. Притом, что официально одолжил 448,6 тыс. грн. Если выплаты длились год, то месячный платеж даже без процентов и комиссий должен был составить 37,4 тыс. грн, а с ними — все 50 тыс. грн Если же Марченко закрыл свои обязательства перед Порше Лизинг Украина за полгода, то платежи могли быть еще жестче — 75-90 тыс. грн в месяц.

В 2018 году Сергей Марченко столько в месяц не зарабатывал: совокупно за 12 месяцев у него вышло 777,6 тыс. грн, а в месяц — 64,8 тыс. грн. 

Даже если бы вся его семья ничего не ела и за коммуналку никто не платил, цифры не сойдутся. Не пройдет Марченко проверку косвенными мерами, которые сейчас продвигает, и которые для него «нормальная история».

Сослаться на новые кредиты или долги — тоже не получится. Он их не декларировал, хотя был обязан это сделать, если и правда что-то одалживал. Даже если брал деньги у родных и близких.

Так что Государственной налоговой службе стоит провести первую показательную проверку с применением косвенных методов на примере своего куратора в Минфине. Сделать это не формально и не выгораживать шефа. А после предать гласности результаты инспекции, чтобы люди понимали, чего стоят слова чиновника.

Для понимания — в 2019 году зарплата Марченко сократилась, но его жена вышла на работу и принесла в семью часть бюджета:

  • зарплата Сергея Марченко — 238,8 тыс. грн;
  • зарплата жены от ООО «Вертикаль Киев» — 223,8 тыс. грн
  • пенсия Сергея — 38,7 тыс. грн;
  • соцвыплата на сына — 10,3 тыс. грн

ЗА 2020 ГОД:

Активы министра финансов не изменились, а общий семейный доход подрос до 1,1 млн грн.

Наличные сбережения по-прежнему составляют $10 тыс., а на банковских счетах 128,8 тыс. грн. При этом в активах значатся те же две квартиры, а также Audi А6, природа денег на который до сих пор вызывает вопросы.

НАПК не нужен законопроект Минфина о непрямых методах для налоговиков, чтобы прямо сейчас проверить покупку скандального Audi А6. У него для этого достаточно полномочий для открытия дела и для изысканий.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии