Названы ключевые постулаты президентского законопроекта об олигархах

Вчера на сайте Верховной Рады был опубликован законопроект №5599 «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». 

В обиходе его называют законопроектом об олигархах. Его инициатором выступил лично Президент Украины.

В пояснительной записке говорится, что законопроект разработан для определения правовых и организационных основ функционирования системы предотвращения угроз нацбезопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительную экономическую и политическую вес в общественной жизни (олигархов) и связанных с ними лиц. Для принятия соответствующих мер.

Предлагается внести изменения в пачку законов:

  • «О Совете национальной безопасности и обороны Украины»; 
  • «О Кабинете Министров Украины»; 
  • «О центральных органах исполнительной власти»; 
  • «О Национальном антикоррупционном бюро Украины»; 
  • «О предупреждении коррупции»;
  • «О прокуратуре»; 
  • «О приватизации государственного и коммунального имущества»; 
  • «О политических партиях в Украине» для создания Реестра олигархов, включения в него соответствующих лиц и декларирования их контактов. 

Авторы законопроекта считают, что новый закон повлияет на олигархов, связанных с ними лиц и публичных служащих.

Чтобы были понятны их подходы, приводим ключевые выдержки из законопроекта.

В частности, ст. 2 документа предусмотрено, что лицом, которое имеет значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархом), для целей настоящего Закона считается физическое лицо, которое одновременно отвечает по меньшей мере трем из следующих признаков:

  1. участвует в политической жизни;
  2. имеет значительное влияние на средства массовой информации;
  3. является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, в день вступления в силу настоящего Закона, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение.

Если подтвержденная стоимость активов лица (и лиц, бенефициаром которых он является) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года. На текущий момент это 2,27 млн гривен. 

Расчет стоимости проводится по совокупности активов каждого лица и его предприятий. При этом в общую сумму не включаются владения в средствах массовой информации.

Согласно ст. 6, основанием для включение той или иной личности в олигархический реестр может быть соответствующе решение Совета нацбезопасности и обороны.

Реестр — это электронная информационно-телекоммуникационная система, в которой собираются публиковать и обрабатывать сведения об олигархах и лицах, подающих декларации о контактах. В законопроекте цель его создания звучит как «обеспечение доступа к информации и применения к ним мер воздействия».

Очень интересна ст. 8 законопроекта, касающаяся деклараций о контактах:

  1. Если публичный служащий имел контакты с олигархом из вышеупомянутого реестра или его представителем, то служащий должен подать декларацию о контакте. 
  2. Контактом будет считаться встреча или разговор, в том числе и в онлайн-режиме. Исключением является лишь общение на публичных мероприятиях. Причем, о личной встрече нужно уведомлять перед ее началом и вносить в реестр соответствующие данные о контакте и о себе.
  3. Отчет о встрече не предоставляется, если общение произошло в ходе публичных мероприятий. 

Перечень таких мероприятий уточнен:

  • официальные мероприятия, ход которых отображается в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через интернет в режиме, доступном для массового приема;
  • судебные заседания;
  • официальные мероприятия (совещания), инициированные органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) на официальном веб-сайте соответствующего органа государственной власти.

В декларации о контакте должны содержать сведения о:

  • лице, которое его подало;
  • лице, включенном в Реестр/его представителе, с которой (которым) произошел контакт;
  • дате и месте встречи (беседы), ее краткое содержание.

«В Верховной Раде есть туалет, типа сортир. В него иногда ходит депутат Новинский, который по Вашему закону будет считаться олигархом. Веб-трансляции из сортира ВР пока нет. Поэтому все, кто волей или неволей будет сталкиваться с депутатом Новинским в туалете — будут обязаны подавать Вам декларации про контакт», — прокомментировал нелепые нормы нового законопроекта народный депутат Александр Дубинский, обращаясь к Президенту.

К законопроекту наверняка будет множество вопросов. Критиковать могут не только формулировки, но также ключевые постулаты и подходы к выполнению поставленных задач.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии