«Одна из самых «суровых» программ для Украины за последние 15 лет». Дубинский прокомментировал Меморандум МВФ

Завершен первый пересмотр кредитной программы Международного валютного фонда stand-by. В Украину поступил транш на $699 млн, который премьер-министр Денис Шмыгаль не мог получить более года, постоянно проваливая переговоры с МВФ: 18-месячную программу на $5 млрд Украина подписала в июне 2020 года, но выбрала из этой суммы лишь $2,8 млрд. 

При $5-миллиардном объеме программы выборка $2,8 млрд — это несомненный провал, который власти сейчас пытаются всячески замылить. А также перевести разговор на то, что им удалось продлить действия этого stand-by еще на полгода, до конца июня 2022-го. Он будет действовать не 18 месяцев, как предполагалось изначально, а 2 года, чтобы у власти был шанс получить не выбранные $2,2 млрд.

Причем, получить на более жестких условиях, которые стали понятны после того, как Минфин опубликовал вчера текст нового Меморандума с МВФ

«Это одна из наиболее «суровых» программ МВФ, как минимум за последние 15 лет. Вся программа для Украины — это сплошь непопулярные меры. Подписав ее, «слуги» войдут в историю, как власть, при которой — продана земля, попран Конституционный суд, отданы на откуп иностранцам суды, созданы условия для повышения пенсионного возраста, добита система образования, распроданы последние важные стратегические государственные предприятия. Таким образом, оставшиеся ценные активы Украины вскоре будут контролируемы внешними силами», — прокомментировал этот документ народный депутат Александр Дубинский.

Он так же отметил, что в новом Меморандуме количество структурных маяков, выполнение которых гарантирует Украина, выросло с 8-ми до 12-ти, что демонстрирует недоверие МВФ к нашей стране.

«В надзоре за всеми заявленными изменениями будут иностранные смотрящие — в набсоветах, международные эксперты будут выбирать руководителей не только отдельных предприятий, но и целых институтов власти (например, руководителя НАБУ). То есть международные круги теперь «зрят в корень» и будут ставить во главе (НАБУ, САП прямо оговорено) только своих людей! Еще, что интересно, макроэкономические показатели от внедрения этой программы не сильно улучшатся. Например, инфляция вернется к цели НБУ (5%) только в 2025 году», — обратил внимание Дубинский.

Из наиболее важных и интересных моментов Меморандума МВФ нардеп Александр Дубинский выделил следующие:

  • Сохранение дорогостоящей президентской программы «Большая стройка», которая подразумевает буквальное закапывание в землю бюджетных сотен миллиардов гривен (с непрозрачным использованием, злоупотреблениями и коррупцией), невзирая на то, что Украина остается воюющей страной, которая не победила пандемию коронавируса. Статья с «капитальными расходами на дороги» оговорена в Меморандуме. Также в нем говорится, что власти готовят третий пакет изменений в госбюджет-2022 года нейтральный по части дефицита бюджета, на уровне 0,8% ВВП (сейчас — 3,5% ВВП).
  • Более-менее заметное повышение зарплат в 2022 году заявлено только для учителей — на 8%. Все остальные госслужащие могут надеется лишь обязательную индексацию (предусмотрена действующим законодательством) плюс 2%, то есть на повышение окладов на уровень инфляции + 2%. 

Это означает дальнейшее обеднение население, благосостояние которого мало тревожит власть, у которой в приоритете лишь «Большая стройка». Поскольку официальный уровень инфляции далек от реального повышения цен в магазинах и на рынках, что доказано показателями 2021 года: когда официальный индекс инфляции составляет лишь 10%, а реальное подорожание товаров первой необходимости происходит на 50%. В 2022 году украинцы будут беднеть, поскольку повышение их зарплат не будет успевать за ценами.

  • Власти законсервируют размер пенсий и не будут повышать выплаты старикам. При этом фактически будут делать все, чтобы они подольше работали и позже выходили на заслуженный отдых — под это подводиться вся законодательная база. То есть де-юре повышения пенсионного возраста не происходит, но де-факто, для него создаются все условия и предпосылки. При этом МВФ пообещали продолжить внедрение пенсионной реформы 2017 года, которая чревата увеличением налогового давления на бизнес и на людей, для которых могут утвердить дополнительные налоговые отчисления. 
  • Украина гарантирует сохранение иностранцам мест в наблюдательных советах государственных банков и выплату огромных зарплат/вознаграждений. Наши власти обязались нанимать для их отбора все более дорогостоящих рекрутеров, чтобы те в свою очередь находили нам специалистов поименитее и подороже. Общественности их будут преподносить как больших профессионалов, МВФ — как профессионалов и честных наблюдателей, не позволяющих разворовать госбанки. А де-факто — это могут оказаться мало эффективные теоретики, которым не удается найти работу у себя на родине, из-за чего они рыскают по третьим странам. Именно такой страной считают Украины, и работу в набсоветах украинских госбанков давно называют «пенсионным фондом для ненужных банкиров». 

Надо сказать, очень дорогим пенсионным фондом, который оплачивается из кармана украинских налогоплательщиков — 0,5-1 млн грн в месяц. Слишком много не только по украинским, но и по западным меркам, особенно для людей, которые не ходят каждый день на работу с 09:00 до 18:00, и эффективность деятельности которых весьма сомнительна, если изучать результаты работы госбанков. 

  • Власти обещают сохранить расходы на коммунальные субсидии для малообеспеченных граждан, но круг льготников будет сокращаться. При этом власти обещают МВФ ужесточить контроль над оплатой коммунальных услуг, что не может не пугать. В документе говорится «о повышении платежной дисциплины населения», а также об обеспечении «взыскания платежей с домохозяйств». В условиях постоянного увеличения тарифов на разные виды коммунальных услуг, это может приводить к еще большему обнищанию населения. А также к социальному взрыву, если коллекторам еще больше развяжут руки и позволят сильнее давить на людей.
  • Правительство официально отказалось от перевода Украины с действующего налога на прибыль предприятий на налог на выведенный капитал.
  • Государство запретит бывшим владельцам обанкротившихся банков участвовать в тендерах госучреждений и госкомпаний, а также в приватизации.
  • Покупку «Укрпочтой» банка позволят только, если это не будет противоречить стратегии по уменьшению госдоли в банковской системе.
  • Удовлетворяются все «хотелки» Запада по части контроля над правоохранительной и судебной системой Украины, невзирая на антиконституционность подобных решений. Количество иностранных контролеров и поставленных ими «соросят» в этих структурах будет расти, и они полностью перейдут под внешний контроль. Это касается и НАБУ, и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), где иностранцам дадут поставить своего руководителя еще до конца ноября 2021 года. А также Высшего антикоррупционного суда, Высшего совета правосудия и Конституционного суда. Их полностью отдают под внешнее управление. 

В Меморандуме официально признается нарушение Конституции:

«Чтобы преодолеть последствия решений, принятых Конституционным Судом Украины относительно ключевых элементов нашей антикоррупционной системы, мы ввели в действие изменения в соответствующее законодательство, которые должны обеспечить, чтобы эта система оставалась действенной и эффективной в расследовании и привлечении к ответственности в случаях коррупции высокого уровня в государственном секторе».

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии