Повышение налогов, госбюджет-2022, перевозки в Беларусь и гражданство Украины за особые заслуги. Что рассмотрит Рада 21 октября

В четверг, 21 октября, на пленарное заседание Верховной Рады выносится 35 вопросов. 

В том числе скандальный законопроект №5600 Кабмина Дениса Шмыгаля, который изначально преподносился народу как «антиахметовский», то есть направленный против олигархов. А на деле оказался полной противоположностью. Поскольку после переговоров с этими самими олигархами, им были предоставлены поблажки. В частности, снижение акциза на «зеленую» энергетику, которой вплотную занимаются структуры Рината Ахметова. Налоговый подарок «зеленым» или недобор в госбюджет оценивается в 1,5-2 млрд грн.

Законопроект №5600 будет рассматриваться во втором чтении по особой процедуре, которую парламент проголосовал 5 октября. К документу подано 11,3 тыс. правок.

Сам по себе законопроект №5600 направлен на латание бюджетных дыр. Одной рукой глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия с коллегами лоббируют налоговые льготы для табачного и игорного бизнеса, сокращая их поступления в госбюджет, и по ходу помогают крупным олигархам уровня Ахметова сэкономить на акцизах. А другой — ужесточают налогообложений компаний поменьше.

Для бизнеса данным законопроектом ужесточается несколько важных моментов:

  • Запрет на выезд за границу руководителям предприятий с налоговыми долгами (по результатам обращения в суд налоговых органов);
  • Списание средств со счетов налогового должника без решения суда — при возникновении налогового долга (по декларации плательщика налога) и за просрочку;
  • Налоговой службе разрешают направлять запросы на информацию при наличии подозрения нарушения налогового законодательства.

При этом Счетная палата выявила дополнительных резервов в госбюджете на 2022 год на 32,7 млрд грн. В том числе и 11 млрд грн от табачной отрасли. Если бы все это было учтено, то не пришлось бы усложнять жизнь людям и бизнесу, за который не вступятся олигархи, вхожие в Кабмин и Офис Президента.

Также Кабмин выносит на слушанье свой законопроект №0060 «О ратификации Протокола между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992».

Документ направленный на дерегуляцию перевозок — пассажирских и грузовых. В частности, он предусматривает освобождение от разрешительной системы нерегулярных пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом. А еще увеличение до 180 дней каждые полгода срока пребывания членов экипажей автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и пр.

Однако возникает явное противоречие по части такой дерегуляции в отношении Беларуси. Ведь ранее наш Кабмин ввел запрет на выполнение авиационных перевозок между Украиной и Республикой Беларусь с 00 час. 00 мин. 26 мая 2021 года. Решение было принято в ответ на вынужденную посадку самолета Ryanair и задержание белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

Кроме скандального законопроекта №5600 Верховная Рада должна сегодня рассмотреть ряд других законопроектов, о которых уже писал Dubinsky.ua:

  • Законопроект (№6000) о госбюджете на 2022 год, который жестко критиковала Счетная палата. Он предусмотрено резкое сокращение бюджетных поступлений от проведения азартных игр и лицензий на выпуск и проведение лотерей — сразу на 89,7%. Также в нем не учтены дополнительные резервы в госбюджет. А именно: власти собираются выручить на 3 млрд грн меньше, чем в 2021-ом, от акциза по электронным сигаретам, а также на 3 млрд грн меньше по прочим табачным изделиям, несмотря на то, что Налоговым кодексом предусмотрено увеличение акцизов для табачников на 20%. При этом, согласно законопроекту, почти треть государственных расходов в 2022 году будет уходить на погашение и обслуживание госдолга. Это 11,1% ВВП Украины, каждая седьмая бюджетная гривна. 
  • Законопроект №2234 нардепа Игоря Негулевского во втором чтении. Он передает полномочия по определению стоимости строительства автомобильных дорог от Минрегиона к Мининфраструктуры. Что нужно для дерибана денег на президентской программе «Большая стройка», на которую уходит значительная часть госбюджета Украины. При этом законопроект не решает ключевые проблемы автодорожного строительства, даже после доработки. Ко второму чтению большинство правок к документу не были учтены, и он остался недоработанным и сырым.
  • Законопроект №5630 «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины», который вносится Кабмином Дениса Шмыгаля. Фактически документом предусматривается введение двойного/ множественного гражданства Украины для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства, что противоречит ст. 4 Конституции Украины. 

Свободно давать наше гражданство хотят нескольким категориям иностранцев:

  • несущим военную службу по контракту в Вооруженных силах Украины; 
  • несущим военную службу по контракту в Вооруженных силах Украины и награжденным нашими государственными наградами;
  • имеющим выдающиеся заслуги перед Украиной или представляющим из себя государственный интерес; 
  • политически преследуемым лицам, что подтверждено Министерством иностранных дел Украины, не гражданам государства-агрессора;
  • беженцам или лицам, которым предоставлено убежище в Украине.
  • Процедуру выдачи украинского паспорта хотят максимально упростить. По сути, для получения нашего гражданства достаточно будет подать лишь Декларацию об отказе от иностранного.

Однако законопроект выписан недостаточно точно. А именно нет четкого описания понятия «выдающиеся заслуги» и «государственный интерес». Что может привести к торгу при предоставлении гражданства, и вылиться в укрывательство определенных лиц от преследований со стороны иных государств.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua

Комментарии